Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Третий срок Окулова

13 июня 2007, 13:15
Гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов сохранит свой пост. Но, как стало известно “Ведомостям”, в третий раз контракт с ним будет заключен на три года вместо традиционных пяти.
Контракт Валерия Окулова с “Аэрофлотом” истекает в июне. Совет директоров рассмотрит вопрос о продлении его полномочий 15 июня, сообщил заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков.

Однако третий срок для Окулова в должности гендиректора авиакомпании может быть сокращен с пяти до трех лет. Такую рекомендацию для голосования для госпредставителей готовило Росимущество, рассказал источник, близкий к совету директоров “Аэрофлота”. Такая директива уже подписана, уточнил один из членов совета директоров. Об этом решении чиновников “Ведомостям” рассказал и топ-менеджер “Аэрофлота”. Правда, по данным министра транспорта Игоря Левитина, вопрос еще не решен. Его министерство поддерживает продление полномочий Окулова, заявил Левитин “Интерфаксу”. Окулов в беседе с “Ведомостями” от комментариев по этому поводу отказался.

Пятилетний срок слишком велик, но это не значит, что по истечении трех лет на место Окулова найдется преемник, утверждают два чиновника профильных ведомств. Это своего рода страховка на случай, если действительно понадобится сменить гендиректора, объясняет один из них. Очевидно, сокращение срока полномочий должно “мобилизовать менеджмент для скорейшего достижения поставленных задач”, предполагает источник, близкий к совету директоров “Аэрофлота”.

Старший штурман-наставник Валерий Окулов, зять первого президента России Бориса Ельцина, возглавил “Аэрофлот” в 1997 г. вопреки интересам влиятельного в ту пору Бориса Березовского, чьи ставленники фактически управляли компанией. За полтора года Окулов полностью сменил команду менеджеров. Многие из приглашенных им никогда не работали в авиации, зато разбирались в финансах. В итоге в 2000 г. “Аэрофлот” впервые получил прибыль по международным стандартам ($8,6 млн против $59,6 млн убытка в 1999 г.).

В 2004 г. “Аэрофлот” присоединился к глобальному авиаальянсу SkyTeam. Тогда же “Аэрофлоту” доверили “Шереметьево-3”: оператором строительства терминала стала учрежденная им компания “Терминал”. Долгое время единственным элементом конструкции “Шереметьево-3” был памятный камень, торжественно заложенный в 2001 г., но летом 2005 г. стройка стартовала, и к 2008 г. терминал собираются открыть.

Следующей задачей Окулова стало сделать “Аэрофлот” единственной регулярной сетевой компанией. Такую цель комитет по стратегии компании провозгласил в 2005 г. Год спустя менеджмент “Аэрофлота” предложил государству провести допэмиссию акций и оплатить ее госпакетами крупных перевозчиков: “Пулково”, ГТК “Россия”, “Дальавиа” (100% — у государства), “Владивостокавиа”, Krasаir (51%) и “Сибири” (25,5%). Пока договориться с чиновниками не удалось, но определенных успехов “Аэрофлот” все же добился: в ноябре авиакомпания договорилась о поглощении государственных “Дальавиа” и “Сахалинских авиатрасс”.

Ждать, пока чиновники одобрят передачу остальных дальневосточных активов, “Аэрофлот” не стал и занялся международной экспансией. Недавно в консорциуме с итальянским банком UniCredit он подал заявку на участие в приватизации 39,9% акций Alitalia. Кроме того, авиаперевозчик хочет приобрести сербскую JAT Airways.

Окулова регулярно пытаются “проводить” в отставку. Этот вопрос поднимался после отставки Бориса Ельцина, но в 2002 г. контракт с Окуловым был продлен на пять лет. Источник, близкий к Кремлю, ранее рассказывал “Ведомостям”, что Окулов был единственным, за кого Ельцин лично просил у своего преемника на посту президента.

Окулов на своем месте и продление его полномочий — хорошая новость для компании, говорит аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Главным его достижением она считает финансовое оздоровление компании. В 1998 г. чистый убыток “Аэрофлота” составлял $211 млн, чистая прибыль за 2006 г. — $260 млн. Выручка за это время увеличилась вдвое — с $1,4 млрд до $3 млрд.

Государство не впервые урезает сроки полномочий для руководителей госкомпаний. Семен Вайншток возглавляет “Транснефть” с 1999 г. Тогда с ним был заключен пятилетний контракт. Следующий контракт с Вайнштоком был подписан на три года. В 2004 г. был досрочно прерван пятилетний контракт с гендиректором “Совкомфлота” Дмитрием Скаргой. Сменивший его Сергей Франк вступил в должность уже на три года.