Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уральские промышленники: меры по господдержке себя не оправдали, начинаем массовые увольнения

12 февраля 2009, 19:02
Ситуация в свердловской экономике неуклонно ухудшается. Как передает корреспондент «Нового Региона», уральские заводы сотнями шлют заявки на увольнение очередной партии рабочих.
Сами работодатели признаются – счет пошел на десятки тысяч уволенных. Уральские промышленники разводят руками: «Иного выхода нет – лучше отрезать одну больную ногу, чем потерять вторую – здоровую». Они признаются, что никого не хотят увольнять – просто обещанная господдержка на поверку оказалась профанацией.

Уже в марте-апреле в Свердловской области будет уволена очередная партия «пролетариата». В настоящее время десятки уральских заводов уведомляют службы занятости о массовом высвобождении рабочих. Причем на этот раз речь идет не о переводе на сокращенную рабочую неделю, а о самых настоящих сокращениях. В Союзе машиностроительных предприятий Свердловской области теперь не скрывают: без работы останутся тысячи человек.

Как рассказал «Новому Региону» исполнительный директор регионального машиностроительного союза Андрей Бухмастов, накануне отраслевики обсуждали текущую ситуацию, и пришли к выводу – массовых увольнений не избежать – меры по переводу персонала на сокращенную рабочую неделю себя не оправдали. «Скажем на «Уралмаше», объемы продукции сократились на 50 %, т.е. производительность упала в два раза. А экономия на фонде оплаты труда составила всего 20 %. Ладно, если бы речь шла о двух-трех месяцах, как все думали раньше, но теперь понятно, что проблемы растянутся надолго. Тут, конечно, лучше отрезать одну конечность, чем потерять весь организм. Настала пора «хирургических действий» – реальных сокращений. Не надо обнадеживать людей, лучше признаться раньше, чтобы они уже искали себе новую работу», – говорит Андрей Бухмастов.

На фоне ухудшающейся экономической ситуации положение свердловских машиностроителей становится катастрофическим. «Начались увольнения на заводах, которые у нас считались передовыми. Например, «Уральский трансформаторный завод» – еще недавно там была зарплата $ 1 тыс. – теперь людям нечего платить, так как нет сбыта. А на «Уралмаше» отгрузка продукции упала на 50 %. Самое обидное, что становится не лучше, а гораздо хуже», – сетует собеседник агентства.

По его словам, промышленники еще в октябре обращались к главе «Ростехнологий» Сергею Чемезову с антикризисными предложениями. Порядка 80 % антикризисных рецептов попало в правительственное постановление. Однако никакой помощи нет. «Принятые правительством меры оказались неполными. Мы просили ввести таможенные пошлины на импортную продукцию машиностроения. «Увеличили пошлины на иномарки, на тракторы и сельхозмашины, а по другим видам нет. Что касается налоговых преференций. Ну, снизили налог на прибыль на 4 % (сейчас составляет 14 %, прим. НР), но это же как «мертвому припарка» – ведь никакой прибыли нет. Многие производства стали убыточны, к примеру, «Уралвагонзавод», – говорят в Союзе машиностроителей. – Гарантии правительства по кредитам тоже имеют свои минусы – на оформление заявки и сбор документов требуется длительное время, и промышленники эти документы не оформляют».

Что касается банковских кредитов, то ситуация начинает приобретать просто катастрофический характер – банки давать денег не хотят, заламывая для реального сектора просто безумные процентные ставки. Промышленники признаются – если мы начнем брать деньги больше чем под 20 %, мы затянем на своей шее «удавку». «Эти условия для нас неприемлемы, мы не потянем их с нашей рентабельностью в 5-7 %, это значит работать в убыток, работать на новые долги», – отмечает Андрей Бухмастов.

Добавим, что на этом фоне продолжается рост тарифов на услуги естественных монополий. «На электроэнергию они выросли на 35 % с января этого года, на газ с января на 4 %, с апреля – еще на 6 %, а к концу года рост составит 24 %. При этом «Уралсевергаз» никого на рынок не пускает и выставляет нам просто чудовищные условия. Если мы платим за пять дней до начала потребления, то выставляют нам 5 % наценку, мало того, что мы их финансируем, так они повышают цены», – жалуются машиностроители.