Социальные проекты бизнеса. Зачем компании строят школы, помогают больницам и вкладываются в экологию

2 февраля 2026, 17:26
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Детсады, школы, хосписы, университетские кампусы и даже бесплатные столовые — сегодня это нередко результат участия бизнеса, а не только работы государства. На примере Екатеринбурга, Первоуральска и Верхней Пышмы предприниматели и представители социальной сферы обсудили, где проходит граница между обязательствами и благотворительностью и почему инвестиции в людей и городскую среду становятся для компаний вопросом устойчивости, а иногда — выживания.

Бизнес перестал воспринимать благотворительность и социальную ответственность как необязательные траты. Напротив, они становятся неотъемлемой частью долгосрочной стратегии развития компаний. Об этом говорили участники делового завтрака РБК Екатеринбург — девелоперы, промышленники и представители социальной сферы. Они обсудили, как частные инициативы помогают решать конкретные городские и общественные задачи.

Внимание в ходе дискуссии уделили социальным проектам застройщиков в рамках развития территорий: девелоперы уже не ограничиваются строительством жилья, а инвестируют в развитие среды, строят за свой счет детские сады, школы, благоустраивают парки.

Участники встречи признают: в этом есть элемент добровольно-принудительного подхода, поскольку у администрации просто не хватает ресурсов, а жить и работать без сформированной инфраструктуры, в том числе социальной, будущим жильцам невозможно.

Заместитель директора по строительству «СКМ Девелопмент» Дмитрий Судейкин.

Дмитрий Судейкин, заместитель директора по строительству «СКМ Девелопмент»:

— Социальные инициативы для девелопера — это баланс между экономической эффективностью и интересами жителей. Реализуя такие соцпроекты, как строительство садиков, школ, спортивных кортов, мы формируем образ системного застройщика и поддерживаем связь с Екатеринбургом и его жителями. Это также отражается на HR-бренде компании: люди ориентируются на репутацию работодателя при выборе работы.

По словам Дмитрия Судейкина, вложения девелоперов могут охватывать весь цикл строительства социального объекта — от покупки земли до ввода здания в эксплуатацию. На крупных проектах это может занимать до пяти лет. При этом государство не всегда может выкупить построенные школы, садики, инфраструктурные объекты. Часть затрат остается на застройщике. В качестве примера Дмитрий Судейкин привел детский сад, который компания построила на улице Репина в Екатеринбурге. Трехэтажное дошкольное учреждение на 150 мест застройщик передал на баланс города.

Представители девелоперского сообщества, участвующие во встрече, также подчеркнули, что покупатели не готовы рассматривать жилые комплексы, где нет социальных объектов и инфраструктуры. Вложения в них повышают привлекательность проектов и их доходность, а заодно становятся вкладом в качество городской среды и комфорт всех жителей района.

Не всегда бизнес помогает деньгами напрямую, но такая поддержка тоже является частью программы социальной ответственности компаний. В качестве примера директор арт-холдинга «Ангажемент» Татьяна Самойлова привела сотрудничество с гостиницами Екатеринбурга и авиакомпанией «Уральские авиалинии», которые предоставляют лояльные тарифы для гастрольных коллективов со всего мира.

Директор арт-холдинга «Ангажемент» Татьяна Самойлова.

«Рано или поздно каждый начинает чувствовать ответственность за развитие того места, где живет. Таких случаев много. Например, люди не хотят уезжать из Верхней Пышмы, в которой есть все для жизни — от спортивных арен до музеев. Это тот случай, когда предприниматель вкладывает большие деньги в место, где живет и работает. Я точно могу сказать, что артисты мирового уровня, которые приезжают в Екатеринбург, кайфуют от нашего города. При этом мы знаем и понимаем, что не все так совершенно, как хотелось бы. Инфраструктура — гостиницы, аэропорт, площадки для выступлений — требует модернизации, обновления и не только эстетического. Очень хочется, чтобы девелоперы Екатеринбурга начали вкладываться в том числе и в культурные объекты и театры. Мы должны консолидироваться с бизнесом: они с помощью средств облагораживают среду, а мы — пытаемся преобразовать потребителя этой среды и культурно, и интеллектуально», — отмечает Самойлова.

Директор по внешним коммуникациям и связям с общественностью АО «Хромпик» Любовь Васильева.

Благотворительность приносит бизнесу не только прямую выгоду — узнаваемость или дополнительный доход. Иногда это вопрос выживания и развития компании, особенно если речь идет о градообразующем предприятии. Пример — первоуральский «Хромпик» (входит в ГК «Полипласт»). С конца 2023 года он реализует программу по модернизации своего производственного комплекса с общим объемом инвестиций порядка 100 млрд рублей. Также предприятие участвует в проектах, направленных на социально-экономическое развитие города присутствия в рамках соглашения, подписанного между заводом, властями Первоуральска и Свердловской области.

Любовь Васильева, директор по внешним коммуникациям АО «Хромпик»:

— Все социальные инициативы, в которые вкладываются предприятия, преследуют разные цели. Одна из них — продвижение и позиционирование на уровне города, региона или страны. Для нас главное — позиционирование в городе, где мы присутствуем. Речь идет о жителях, наших сотрудниках и их семьях, о создании условий для комфортной жизни. Особенно это важно для таких городов, как Первоуральск — фактически город-спутник Екатеринбурга, и трудовая миграция здесь высока. От 30 до 60% молодежи уезжают в Екатеринбург и Москву. Наша задача, чтобы люди хотели остаться.

Компания стремится повышать престиж инженерных профессий, удерживать молодежь в городе и привлекать новых специалистов. Для этого инвестирует в образовательные проекты, оборудование и ремонт учебных заведений. Такой подход — не просто благотворительность, а стратегическая инвестиция в кадры и партнерство с властями — используют и другие компании.

Директор Института экономики и управления УрФУ Дмитрий Толмачев.

Так, «Контур», «Сбер», «Альфа», «Яндекс», УЦСБ и другие становятся партнерами вузов, в том числе Уральского федерального университета, чтобы выращивать себе кадры с первого курса. По словам директора Института экономики и управления УрФУ Дмитрия Толмачева, компании оборудуют лаборатории в новом кампусе университета, при этом не получая прямой финансовой отдачи. Это позволяет в конечном итоге нанимать специалистов, получивших профильное высшее образование, и удерживать талантливые кадры в регионе.

«В образовательных проектах или сотрудничестве с университетом прямой окупаемости не существует. Всегда присутствует элемент благотворительности — инвестиции в территорию, формирование репутации работодателя, укрепление связей с обществом и властью», — отмечает Толмачев.

На дискуссии также обсуждался вопрос, когда бизнес берет на себя часть функций государства. Важнее всего здесь удобство для людей: порой бюрократия делает процесс сложнее. Показательные ситуации возникают в здравоохранении. Не всегда легко обеспечить больницы необходимыми расходными материалами или комфортной мебелью для пациентов, и именно здесь на помощь приходят благотворители. Они также помогают строить хосписы и запускать дорогостоящие социальные проекты.

Главный врач Областной детской клинической больницы Олег Аверьянов и главный врач Свердловского областного онкологического диспансера Евгений Киселев.

Главный врач Областной детской клинической больницы (ОДКБ) Олег Аверьянов привел пример строительства пансионата для детей на базе детского онкоцентра ОДКБ. Тогда предприниматели Екатеринбурга — Игорь Алтушкин, Андрей Симановский, Андрей Козицын, Геннадий Черных, Валерий Малышев, Анатолий Никифоров и Ян Центер — и Фонд святой Екатерины вложили более 360 млн рублей и за полтора года возвели здание.

Олег Аверьянов, главный врач Областной детской клинической больницы:

— Конечно, государство делает многое. Первый на Урале детский хоспис, открытый на базе больницы на Агрономической, тому пример. Реконструкция стоила 80 млн рублей, оборудование — около 60 млн. Без поддержки властей это было бы невозможно. Средства выделили из федерального и регионального бюджетов, но не обошлось без спонсорской помощи. Мы хотели, чтобы палаты были не больничными, а домашними, и именно в рамках благотворительной поддержки нам купили мебель, которая добавляет уют.

Крупные федеральные программы также зависят от частных инициатив. Так, новый кампус университета, на который из федерального бюджета выделили 20 млрд рублей, нуждается в дополнительной поддержке, отмечает директор Института экономики и управления УрФУ.

«В любом проекте невозможно предусмотреть все: всегда остаются вопросы доработки и улучшения инфраструктуры. Здесь бизнес выступает партнером. Новая инфраструктура требует не только содержания, но и квалифицированной работы. Без участия бизнеса невозможно обеспечить ее эффективное функционирование, как в благотворительных, так и в коммерческих проектах, даже с долгосрочной отдачей», — отмечает Дмитрий Толмачев.

Директор благотворительного фонда «Добрые дела» Дарья Звягинцева.

Еще один пример эффективной благотворительности — организация бесплатной столовой для нуждающихся в Екатеринбурге. В 2020 году ее запустил фонд холдинга «Малышева 73» — «Добрые дела». Ежегодные расходы на столовую составляют 50 млн рублей (в целом за два года холдинг потратил больше 200 млн рублей на социальные инициативы), что для бюджета города стало бы значительной нагрузкой. Организовать бесплатные столовые и приюты во всех городах исключительно за госсчет пока невозможно, поэтому бизнес готов помогать.

Дарья Звягинцева, директор БФ «Добрые дела»:

— Проект не просто помогает, а создает систему, решая базовую, насущную проблему. Наши исследования показывают: человек, находящийся в отчаянной материальной ситуации, не сможет полноценно воспринять ни спектакль, ни лекцию. Сначала — базовые потребности, безопасность, ощущение поддержки. Благотворительная столовая и программа прямой материальной помощи — именно про этот фундаментальный уровень. Мы строим социальный фундамент, без которого остальные инициативы просто повисают в воздухе.

Участники дискуссии резюмировали: компании видят в социальных проектах способ укрепить репутацию, привлечь и удержать кадры, а также улучшить городскую инфраструктуру. При этом участие бизнеса часто необходимо там, где государство не способно оперативно решать задачи в сфере инфраструктуры, образования и медицины, и альтернативной помощи нет.

Читайте также