В Министерстве финансов разработали проект условий, при исполнении которых ушедшие с отечественного рынка иностранные компании смогут вернуться в Россию. По каждой организации «специальная комиссия» будет индивидуально принимать решение.
Среди требований:
При рассмотрении заявки будут обращать внимание и на то, не находится ли продукция, изготавливаемая иностранной организацией, в перечне приоритетной с точки зрения импортозамещения (сейчас в списке 329 позиций). И если находится, то компании будет сложно вернуться на российский рынок, потому что она будет создавать нежелательную конкуренцию и тормозить реализацию проектов по созданию собственных производств.
Критерии, которым должны соответствовать компании:
Председатель правления Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития Сергей Беляков считает предлагаемые условия адекватными. «В целом мое мнение такое: придут, будут конкурировать, от этого все выиграют. Не только потребители, но и корпоративный сектор, потому что ряд продукции используется для производства другой продукции», — цитирует его РБК.
У вице-президента Торгово-промышленной палаты Елены Дыбовой другое мнение. Она уверена, что даже при соблюдении всех условий для возвращения, отечественным компаниям надо предоставить преимущество, «чтобы не закрыть им рынок сразу, в самом начале». «Мы выступаем за то, что на тех рынках, где наши производители появились, надо двери закрывать. Это может быть какой-то период — например, два-три года, — чтобы дать возможность, с одной стороны, окупить инвестиции, но в то же время чтобы не получилось так, что наши будут спокойно сидеть, зная, что нет конкуренции», — уточнила она.
С ней согласен партнер Orchards Юрий Аксенов. Но он добавил, что в тех отраслях, где «попытки импортозамещения не увенчались успехом, разумно не устанавливать барьеры». Эксперт предполагает, что с передачей технологий могут возникнуть проблемы:
На конец 2024 года 62% компаний из «недружественных стран» ушли с отечественного рынка, порядка трети пока остаются. Из 183 компаний, завершивших выход из России к концу прошлого года, большинство продало свои активы российскому бизнесу или локальному менеджменту.