Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Те, кто жалуются — проигрывают»: три проблемы уральского бизнеса и пути их решения

интервью
18 октября 2024, 11:20
Фото: 66.RU
Последние два года российский бизнес живет в новой реальности. За это время компаниям пришлось привыкнуть к санкциям, высокой ключевой ставке, изменениям цен на товары и услуги, усложнению логистических цепочек. О главных вызовах для предприятий и способах их преодоления в интервью 66.RU рассказал руководитель корпоративного бизнеса Т-Банка в УрФО Евгений Дурнев.

— Прогнозы, что отечественная экономика рухнет, не сбылись. «Смертность» бизнеса по итогам 2023 года оказалась самой низкой за последние восемь лет. И тем не менее большая часть предпринимательского сообщества считает, что вести бизнес в России в последние два года стало сложнее. Какие проблемы, по вашей оценке, наиболее актуальны сейчас?

— Самая злободневная проблема бизнеса — это дефицит кадров. На рынке труда не хватает всех: айтишников, продавцов, инженеров, водителей. Все больше компаний, в том числе небольших, прибегают к практике, когда действующему сотруднику выплачивается бонус за рекомендацию нового специалиста. В других компаниях готовы нанимать людей пенсионного возраста. Следствием нехватки кадров стала борьба работодателей за лояльность персонала (причем не только путем увеличения зарплат) и поиск решений для повышения эффективности бизнеса.

Вторая проблема — дорогие кредиты. При ключевой ставке 19% такой инструмент оказался для многих недоступным, из-за чего бизнесу не хватает финансового капитала.

Третья проблема касается импортеров и экспортеров, для которых остро стоит вопрос о логистике и расчетах с зарубежными контрагентами при ведении внешнеэкономической деятельности.

С этими проблемами бизнес сталкивается по всей стране.

— Если проблемы одинаковые для всех регионов, то можете выделить особенности бизнеса в Екатеринбурге? Есть ли отличительные черты и нестандартные запросы со стороны уральских компаний?

— Уральские предприниматели более восприимчивы к инновационным решениям. Многие очень интересные с точки зрения построения бизнеса федеральные игроки — родом из Екатеринбурга. Например, «СКБ Контур» — одна из крупнейших IT-компаний страны, или «Золотое яблоко», которое оторвалось от своих конкурентов за счет топовых технологий в электронной коммерции. Не могу не упомянуть и «Жизньмарт», который не дает зайти в регион федеральным конкурентам.

В этом ключе можно отметить избалованность (в хорошем смысле слова) наших предпринимателей высокой технологичностью. Будучи технологичными сами, они ждут продвинутых финансовых решений и инновационного сервиса от банков.

— IT-отрасль и высокотехнологичные производства получили большую поддержку от государства. Деньгами заливают и другую часть уральского бизнеса — промышленность и оборонку. В итоге и у тех, и у других все хорошо. А есть отрасли, которые чувствуют себя плохо?

— Сейчас для предпринимателей, несмотря на сложности, открывается масса возможностей. И в первую очередь у производственных компаний. И дело не только в денежной поддержке государства, но и в реально прошедшем масштабном процессе импортозамещения почти во всех отраслях. В итоге крупные компании привлекают и обеспечивают заказами малый и средний бизнес. Такой мультипликационный эффект.

Похуже настроения в строительной отрасли. Девелоперы жалуются на отмену льготной ипотеки, падение объемов продаж, но реально они чувствуют себя более-менее неплохо. Несмотря на безумные цены на квартиры, их покупают, спрос никуда не делся. Строительный бизнес в Екатеринбурге — четвертый по объемам в стране, а по качеству по оценке специалистов — первый.

Кому действительно сложней всех, так это оптовикам. По ним сильнее всего ударили проблемы с логистикой и переводом денег в Китай и другие зарубежные страны. Например, компания занимается поставкой технологичного, но массового, промышленного оборудования из Китая. Раньше она получила заказ, и через несколько дней товар у покупателя: не нужно складов, нет заморочек с оплатой и транспортом. А сейчас та же процедура занимает шесть месяцев, появилась необходимость арендовать большой склад, держать запасы.

— Вы уже не в первый раз говорите о проблемах с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). Но ведь несмотря на все сложности с санкциями, логистикой и оплатой, доходы от внешней торговли растут год от года.

— Спрос на ВЭД растет, меняя за собой и рынок, и самого себя. Сейчас большинство китайских банков запрашивают декларации, и если видят, что товар идет в Россию, отказывают в платеже.

В итоге небольшие компании, которые занимались ВЭДом, или закрылись, или закупаются внутри России — у производителей или крупных оптовиков. В итоге рынок ВЭД перераспределился в сторону крупных компаний. Хорошая новость в том, что в банковском секторе сейчас появляется достаточно много легальных решений, в том числе для относительно небольших компаний, настроена работа с расчетами с разными странами и валютами.

— Другая острая проблема бизнеса — дорогие кредиты. Центробанк повысил ключевую ставку до 19% и рискует поднять ее до 20%. Аналитики не ждут ее снижения до второй половины 2025 года. Что в таких условиях делать бизнесу?

— Проблема высокой ключевой ставки остро стоит перед бизнесом. Но возможностей при этом открывается масса. Те, кто жалуются на дорогие деньги и стоят на месте, в данной ситуации проигрывают. Оборотная сторона дорогих денег — возможность бизнеса задуматься о своей эффективности, считать лучше деньги, управлять своими свободными средствами и использовать новые решения.

— Новые решения — это биржевые инструменты?

— В том числе. Если при низкой ставке компании размещали обычные банковские депозиты и краткосрочные банковские овернайты, то сейчас при высокой ставке они могут заработать больше. И банковский сектор предложил юрлицам площадки для работы с инвестициями как инструмент для управления ликвидностью. Заказов у предприятий много, бизнес растет, и появляются свободные деньги. Например, на Урале среди наших бизнес-клиентов 20% имеют брокерские счета, и две трети активно ими пользуются. Самым популярным биржевым инструментом у бизнеса является биржевой овернайт — 90% компаний-инвесторов из Свердловской области инвестируют именно в него, остальные 10% — вкладывают деньги в облигации и юани.

Первыми биржевыми овернайтами начали пользоваться крупные компании, которые поняли, что он не рискованнее банковских вкладов: за деньги на бирже отвечает и гарантирует клиенту их сохранность Национальный клиринговый центр, то есть эти сделки страхуются облигациями федерального займа. Еще один плюс — возможность поймать более высокую доходность. Потому что по рублевым инструментам динамика ставок опережает депозиты, и можно сыграть на этом.

Бизнес хорошо зарабатывает на инвестициях. По нашим данным, среднемесячный совокупный оборот компаний-инвесторов в регионе стремится к 400 млн рублей. В среднем в биржевой овернайт на один день такие компании инвестируют около 14 млн рублей. Помимо биржевого овернайта, бизнес инвестирует в облигации и акции российских эмитентов, юрлицам доступна покупка паев фондов — большое разнообразие биржевых инструментов, чтобы сформировать портфель и диверсифицировать риски.

— Вернемся к специфике уральского бизнеса. Одна из особенностей региона — резкий рост электронной торговли. По данным Ассоциации интернет-торговли, Свердловская область регулярно входит в топ-10 по сумме онлайн-покупок. Складывается ощущение, что объем онлайн-операций на Урале растет быстрее, чем в других регионах. Так ли это?

— Екатеринбург — один из лидеров интернет-торговли. В первом полугодии 2024 года жители города совершили на 33% больше покупок на маркетплейсах по сравнению с первым полугодием 2023 года. Казалось бы, средний показатель по России, но повторюсь — те, кто впереди нас, сильно меньше по объемам. А если взять крупные рынки, то в Москве рост — 19%, в Санкт-Петербурге — 26%.

Кроме того, выход компании в онлайн становится одним из каналов продаж для розничного офлайн-бизнеса. Сегодня в большинстве случаев первичный и последующий контакт с клиентом идет через сайт или приложение. И для принятия решения о покупке клиенту важно удобство: насколько привлекательны и интуитивно понятны сайт или приложение, насколько удобно там делать заказ, совершать оплату.

Поэтому любому бизнесу необходимо качественное присутствие в онлайне, будь то стоматологическая клиника, ресторан, услуги репетитора или продажи железобетонных изделий и металлоконструкций. Работа в онлайне — это не только привлечение клиентов и маркетинг, но и настройка чат-ботов обратной связи с клиентом, поиск и анализ информации, эффективные способы оплаты.

Например, у одной уральской компании с миллиардным оборотом был неудобно настроен интернет-эквайринг: клиентский путь при оплате был сложным, многие покупатели не доходили до конца и не отжимали кнопку о покупке. А средние чеки высокие. Из-за этого компания теряла 16 млн рублей в месяц (подсчитал сам финансовый директор компании). Это 192 млн в год, то есть 20% от оборота. И все из-за неудобства системы оплаты на сайте.

— Как вы поддерживаете связь с местным бизнес-сообществом, будучи полностью дистанционным банком? Какие инициативы предпринимаются для укрепления этой связи?

— Дистанционный формат никак не сказывается на качестве коммуникации с компаниями в регионе. Однако живое взаимодействие имеет свои плюсы, и мы регулярно собираем конференции и бизнес-завтраки, где делимся последними трендами в экономике. Например, в октябре в Екатеринбурге пройдет конференция для руководителей среднего и крупного бизнеса. Мы позвали экспертов из крупнейших компаний, таких как Ozon, VK, hh.ru, поделиться практическими советами, как масштабировать бизнес в нынешних условиях. Нам важно создавать площадки для личного знакомства, получения обратной связи и обмена опытом, чтобы нестандартно взглянуть на возможные решения для бизнеса.

Александра Морозова