Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Магнитов» и «Пятерочек» станет еще больше. Зачем федеральные торговые сети запускают франшизы

общество потребления
14 октября 2024, 10:43
С помощью франшиз компании наращивают число точек в знакомых субъектах и выходят в новые регионы. Продуктовые ретейлеры и эксперты рынка считают, что такая модель работы будет только набирать популярность, а прибыль франчайзи расти.

В августе 2024 года федеральная продуктовая сеть «Магнит» объявила о запуске франшизы на свои магазины. Пока компания ведет переговоры с потенциальными франчайзи. Первые торговые точки, в том числе и в Екатеринбурге, могут открыть до конца года. За несколько лет компания может запустить тысячу магазинов по франшизе, рассказали 66.RU в пресс-службе «Магнита».

Зачем торговые сети запускают франшизы

В последние годы спрос на франшизы стабильно растет. По итогам 2023 года оборот рынка франчайзинга в России вырос на 14,5% и достиг 3,18 трлн рублей, говорит руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. За год появилось 320 новых проектов, а закрылось около 130 — это минимальный показатель за последние 10 лет.

По прогнозам Рождественской, в 2024 году российский франчайзинговый рынок вырастет еще на 8–13%. В условиях высокой ключевой ставки — 19% — франшизы становятся альтернативой инвестиционным инструментам. Такая модель позволяет инвестору быстро стартовать и выйти на окупаемость.

«Магнитов» и «Пятерочек» станет еще больше. Зачем федеральные торговые сети запускают франшизы
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Однако заинтересованы во франшизах не только инвесторы. В 2024 году о запуске модели обратной франшизы сообщила сеть «Магнит», которая предусматривает передачу франчайзи прав на использование бренда и бизнес-модели ретейлера. Входящая в X5 Group торговая сеть «Пятерочка» также запустила формат развития франшизы, при котором предприниматели могут выкупить действующие магазины.

Аналитики считают, что запуск франшизы — это способ ускорения развития сетей и наращивания темпов экспансии в регионы. Сейчас главные игроки на рынке продуктового ретейла Екатеринбурга — федеральные сети.

Пока локальные компании закрывают бизнес или продают свои доли более крупным конкурентам, федеральные продуктовые сети вынуждены искать новые точки роста. Одна из них — запуск франшизы. Тем более Свердловская область входит в топ-5 регионов с наибольшим спросом на франшизы, уступая только Москве, Подмосковью, Санкт-Петербургу и Краснодарскому краю.

По словам эксперта Ассоциации владельцев облигаций Олега Абелева, обратная франшиза предполагает возможность агрессивно и быстро развиваться в новых регионах. Например, сейчас у «Магнита» нет своих точек в Чечне и регионах, расположенных дальше Красноярского края. А «Пятерочка» открыла магазины в Якутии и Забайкальском крае именно по программе обратной мастер-франшизы.

«Фрайнчайзинг позволит ускорить экспансию «Магнита» в регионах присутствия, а также откроет дополнительные возможности выхода компании на территории, где сеть еще не представлена. В итоге благодаря расширению охваченной географии и увеличению количества торговых объектов покупатель получит повышенную доступность к нашим магазинам и ассортименту», — подтвердили 66.RU в пресс-службе ретейлера.

«Магнитов» и «Пятерочек» станет еще больше. Зачем федеральные торговые сети запускают франшизы
Фото: Настя Кеда, 66.RU

Опыт продуктовых франшиз

С помощью франшизы свой бизнес развил екатеринбургский предприниматель Иван Зайченко. Первый продуктовый магазин «Жизньмарт» он открыл в 2019 году. Через год запустил франшизу, и число точек выросло до 9. За последующие четыре года количество таких магазинов выросло в 36 раз — до 325.

«Франчайзинг позволяет масштабировать бизнес без больших финансовых вложений и высокой финансовой нагрузки. Это все знают, но не все внедряют франшизу», — вспоминает предприниматель. В различных интервью Зайченко отмечал, что финансовые результаты у франчайзи выше, чем у него самого.

Одна из самых ранних франшиз в России — франшиза продуктового магазина от бренда METRO «Фасоль», запущенная в 2013 году. За 10 лет количество точек выросло до 1700. Сейчас компания вынуждена отсеивать часть франчайзи.

«Конкуренты стали сильнее, значит, мы тоже должны меняться. И не всегда хватает минимальных изменений. Мы стали больше контролировать уже открытые магазины и закрываем иногда столько же магазинов, сколько открываем. Если владельцы не хотят изменений, их магазины не будут приносить прибыль. Мы хотим вкладываться и развивать тех партнеров, которые действительно на это готовы», — делится руководитель по операционному развитию франшизы «Фасоль» Елена Мастицкая.

«Магнитов» и «Пятерочек» станет еще больше. Зачем федеральные торговые сети запускают франшизы
Фото: Настя Кеда, 66.RU

По данным franshiza.ru, бОльшая часть франчайзеров отмечают рост количества чеков и рост среднего чека. 69% заявили о росте прибыли. При этом изменений в условиях работы не было у 61% компаний, в то время как в 2022 году этот показатель составлял 39%. Изменения касались в основном паушального взноса — 26% компаний его повысили, 6% — понизили, чтобы привлечь новых партнеров.

«Российский рынок франчайзинга имеет потенциал для двузначных показателей роста ежегодно, но обстоятельства политического и экономического характера влияют на финальное положение дел. Тем не менее абсолютное большинство франшиз фиксируют рост своей сети», — отмечают аналитики franshiza.ru.

Александра Морозова