Суммарная чистая прибыль 27 ведущих пассажирских авиакомпаний по итогам прошлого года составила 87,8 млрд рублей. Это в 2,8 раза больше, чем в 2021 году, следует из отчетности компаний-перевозчиков.
Более половины озвученной суммы (47,8 млрд рублей) пришлось на два крупнейших частных перевозчика — S7 Airlines (34,4 млрд рублей, рост в 2,3 раза) и «Уральские авиалинии» (13,5 млрд рублей, рост в 2,5 раза). Для обеих компаний это рекорд как минимум за последние шесть лет. Также в топ вошли: «Победа» (15 млрд рублей), Red Wings (4,4 млрд рублей) и Utair (4,1 млрд рублей).
«Аэрофлот» и его дочерняя компания «Россия» последний раз раскрывали финансовую отчетность за 2021 год. Тогда «Аэрофлот» получил 45,6 млрд рублей чистого убытка, «Россия» — 382 млн рублей чистой прибыли. После начала спецоперации и введения санкций «Аэрофлот» прекратил раскрывать финансовые показатели.
Такая ситуация, по мнению экспертов, сложилась благодаря дополнительным мерам господдержки. Всего, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), гражданская авиация в прошлом году получила рекордную сумму — 172,3 млрд рублей (из них 100 млрд рублей — на поддержку внутренних перевозок). Кроме того, из-за прошлогоднего скачка цен на авиакеросин выплаты авиакомпаниям в рамках механизма демпфера (механизм, смягчающий финансовые последствия чего-либо) составили 98,6 млрд рублей.
По мнению участников рынка, выделенные субсидии помогли не допустить роста стоимости билетов и сохранили условия для доступности авиаперевозок.
«Средняя стоимость билета (тариф со сборами) на внутрироссийские рейсы действительно снизилась — к примеру, в июне на 10% к июню 2021», — цитирует РБК главу «Аэрофлота» Сергея Александровского.
Также, по словам авиационного эксперта Григория Померанцева, роль сыграла и оптимизация расходов. Речь об отложенных лизинговых платежах, прекращении выполнения сложного и дорогостоящего техобслуживания самолетов за рубежом и сокращении расходов на закупки новых компонентов и запчастей. Вместо них использовались запасы закупок до прошлого года.
Если говорить о прогнозах на этот год, то Минтранс ждет роста пассажирских авиаперевозок на 6,4% (до 101,3 млн человек). В конце марта глава ведомства Виталий Савельев заявлял, что компании уже превышают этот план.
Так, по итогам первого квартала группа «Аэрофлот» перевезла 9,5 млн человек (+ 11,3%). Всего в январе-марте российские авиакомпании нарастили пассажиропоток на 7,1% — до 21,2 млн человек, а показатель занятости кресел увеличился до 85,8%. Исходя из этого, аналитики считают, что пассажиропоток авиакомпаний может вернуться на уровень 2021 года — вырасти до 111 млн человек.
По мнению старшего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игоря Смирнова, текущее состояние авиакомпаний — скорее «контролируемое пикирование, нежели успех»:
«Несмотря на прибыль, выручка перевозчиков падает (у 27 крупнейших авиакомпаний она упала на 7,4%, до 661,5 млрд рублей)».
«Вряд ли сможем сработать с такой же прибылью. В этом году много тяжелого техобслуживания самолетов, это негативно скажется на итоговом финансовом результате», — пояснил РБК топ-менеджер одной из крупных авиакомпании.
В АЭВТ надеются, что господдержка сохранится на уровне 2022 года. Но пока компаниям выделили только 25,3 млрд рублей. Ранее в Минфине поясняли, что решение о рекордной поддержке в прошлом году было приняли из-за приостановки международных полетов, а в этом году они развиваются: «До настоящего времени мотивированных обоснований для оказания господдержки по аналогии с прошлым годом в Минфин России не поступало».
Замглавы Минтранса Игорь Чалик предупреждал, что из-за того, что субсидирование будет ниже уровня прошлого года, билеты по России могут подорожать на 15–30%, а количество рейсов снизится. Но позже он сказал, что рост стоимости билетов не превысит уровень инфляции в стране — 5,3%.