Маркетплейсы обяжут контролировать работу продавцов и проверять подлинность товаров, которые они допускают на свои площадки, до продаж потребителям. Вопрос обсуждают на базе Общественного совета при Роспотребнадзоре, пишут «Известия» со ссылкой на ведомство.
Допускается, что проверять товары будут с помощью системы маркировки «Честный знак», где есть информация: о продавцах, которые прошли обязательную регистрацию, а также об изделиях с маркировкой — пока это только обувь, парфюм, вода и другие позиции. Онлайн-площадки до сих пор в полном объеме не контролируют своих партнеров, поэтому те имеют возможность нелегально продавать подделку.
В начале 2023 года представители «Общественной потребительской инициативы» провели мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках России. Выяснилось, что доля нелегальных торговцев обувью на Wildberries достигла 47%, парфюмерии — 66%, воды — 58%. На Ozon показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на «Яндекс Маркете» — 4–7%.
Ситуацию осложняет уход иностранных правообладателей из России — до этого они самостоятельно контролировали продавцов и пресекали продажи контрафакта. К негативным факторам можно отнести и мораторий на госпроверки — работу надзорных органов ограничили.
В Минпромторге поддержали инициативу по проверкам товаров со стороны маркетплейсов. Пока не ожидается, что это повлияет на цены.