Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Покупатели завалили суды исками к крупным магазинам электроники. Некоторым из них грозит банкротство

14 декабря 2022, 09:03
Покупатели завалили суды исками к крупным магазинам электроники. Некоторым из них грозит банкротство
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Из-за ухода иностранных поставщиков сроки доставки товаров увеличились.

С начала года количество исков к магазинам электроники со стороны бизнеса и индивидуальных предпринимателей существенно выросло. Наибольшее число претензий появилось к «М.Видео-Эльдорадо», «МегаФону», re: Store и «Ситилинку», сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на базу «СПАРК-Интерфакс».

Так, к OOO МВМ, структуре ПАО «М.Видео», с начала года подано 147 исков на сумму около 250 млн рублей, из которых 136 связаны с исполнением обязательств по договорам (речь о поставках товаров, обязательствам по договорам аренды, возмездного оказания услуг) на 219 млн рублей. К ООО «Ситилинк» в 2022 году подано 60 исков на 20 млн рублей. К АО «МегаФон Ритейл» — 28 исков на 10 млн рублей. К ООО «Рестор» — 15 исков (14 по исполнению обязательств по договорам) на 27 млн рублей. К АО РТК (розничная сеть МТС) — 30 исков на 14 млн рублей, из которых 25 связаны с исполнением обязательств по договорам. Во всех случаях число претензий по сравнению с прошлым годом увеличилось примерно в два раза.

В «Ситилинке» изданию заявили, что контрагенты и потребители «ввиду сложного года» начали чаще обращаться к суду в решении спорных вопросов: «Иногда могут возникать и спорные моменты, особенно в решении вопросов, связанных с поставкой товаров. Но мы нацелены на конструктивный диалог».

В связи с уходом из РФ иностранных брендов, с которыми ООО «Рестор» было связано договорами, неизбежно возникли временные задержки в исполнении обязательств перед покупателями и другими контрагентами, сказали в пресс-службе re: Store. Представитель другого крупного магазина электроники предположил, что удвоение количества исков связано с ростом финансовой и юридической грамотности населения: «Люди стали чаще обращаться в суд при проблемах с ретейлерами».

В «М.Видео-Эльдорадо» заверили, что претензии «не являются чувствительными для бизнеса» и не связаны с уходом брендов или поставками. «Учитывая существенные изменения в экономической среде, возникают спорные, не регламентируемые рабочие моменты, которые решаются путем длительных переговоров, в некоторых случаях стороны прибегают к решению спора в судебном порядке», — подчеркнули в компании и добавили, что во многих случаях конфликт удается разрешить в период рассмотрения спора в суде.

В «Связном» не ответили «Ъ». В МТС и «МегаФоне» отказались от комментариев.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель рассказал, что на самом деле судебных споров с продавцами электроники еще больше: «Арбитражные суды рассматривают экономические споры, связанные с предпринимательской деятельностью, а иски граждан-потребителей рассматривают суды общей юрисдикции». По его мнению, увеличение числа претензий к ретейлерам связано с уходом иностранных поставщиков электроники и, как следствие, неисполнением обязательств по договорам предзаказа, а также увеличенным сроком доставки через параллельный импорт.

Среди причин увеличения споров, уточняет юрист, также действовавший до 2 октября мораторий на банкротство и взыскание штрафных санкций за неисполнение обязательств. Учитель не исключил, что дальнейшее санкционное давление и массовые иски могут привести к банкротствам и уходу с рынка некоторых компаний.