Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Не закрылись и расширились. Истории российских бизнесменов, выживших на мировом рынке в 2022 году

1 декабря 2022, 14:41
Сложности, с которыми работающие на международных рынках российские предприниматели столкнулись в начале этого года, вынудили многих из них изменить планы, начать искать новые направления и каналы сбыта товаров и услуг или же вовсе закрыться. Но есть и другие примеры — некоторые бизнесмены смогли остаться конкурентоспособными за рубежом и даже укрепиться. О двух своих кейсах рассказали представители компаний Soyuz Microphones и «Сила ветра» на конференции «ТОК», организованной банком «Точка».

Soyuz Microphones

Солист группы Brazzaville Дэвид Браун и бывший сотрудник компании Mars Павел Баздырев пять лет назад основали в Туле производство микрофонов под маркой «Союз». Павел разработал бизнес-план — выпуск уникальных микрофонов ручной работы, доступных по цене и сопоставимых с ведущими брендами по качеству. Например, на тульских микрофонах записаны некоторые альбомы Coldplay и Radiohead.

Продукция марки «Союз» продавалась в США, Германии, Франции и других странах.

После начала специальной военной операции компания, как и многие другие, ориентированные на западный рынок, столкнулась с трудностями. Первая была связана с критическим ростом цен на материалы. Латунь вместо 650 рублей стала стоить 1170 рублей за килограмм, кабельные разъемы подорожали в два раза, все мелкие комплектующие и упаковка — в 1,7–2 раза. В связи с этим в марте цены на микрофоны увеличили на 25–29%.

Вторая проблема была связана с тем, что в марте некоторые зарубежные партнеры перестали работать с компанией. Крупнейшие зарубежные дилеры вывели «Союз» из ассортимента. Канада и Великобритания ввели импортные пошлины в размере 35% на микрофоны и все остальные товары из России. Кроме того, микрофоны попали в России под ограничение на экспорт: их можно было отправлять за рубеж только по специальному разрешению.

Через некоторое время дилеры вернули микрофоны «Союза» в продажу. А в апреле компания начала работу и с новыми странами. Как отметил Павел Баздырев, это стало возможным, в частности, потому, что у компании есть американское представительство (что минимизирует риски для клиентов, с которыми бы они столкнулись, работая с российским юридическим лицом).

С апреля компания регулярно участвовала в международных выставках. Так, в апреле прошла ведущая выставка для создателей контента в США в Лас-Вегасе в NAB (National association of Broadcasters).

«На удивление, нет никакого хейта к российским товарам, и люди активно интересуются нашими микрофонами!» — писали тогда представители компании в соцсетях.

В мае «Союз» был в Саудовской Аравии на выставке в Эр-Рияде. А в июне — в Анахайме (США) на выставке NAMM 2022.

С июня в компании заявили о снижении цен — в среднем на 10–12%. Сейчас микрофоны «Союза» продолжают продавать во многих странах мира. В октябре компания запустила производство нового конденсаторного транзисторного микрофона «Союз 1973».

Тем не менее Павел Баздырев отмечает, что в этом году «Союз» стал больше ориентироваться на Россию и ее внутренний рынок. Сейчас компания строит новый завод по производству своей продукции, в течение года его планируют запустить в эксплуатацию.

«Сила ветра»

Парусное сообщество и школа яхтинга «Сила ветра» занимается организацией путешествий под парусом. Проект запускался в формате «регат для своих», которые проводил создатель Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин вместе с друзьями. Сначала регаты были закрытыми, но со временем «Сила ветра» разрослась и стала работать с большим числом людей.

Как рассказал Пинигин, до 2020 года компания ориентировалась в целом на мир. Так, в 2019 году 1650 туристов путешествовали с «Силой ветра» в Италию, Норвегию, Хорватию, Таиланд, Черногорию, на Фарерские острова (Дания) и Канарские острова (Испания), по Белому морю. В 2020 году на фоне пандемии бизнесмены стали осваивать направления внутри страны: Камчатку, Сочи, Подмосковье, Финский залив, Геленджик.

В пандемийный год число туристов сократилось до 970 человек, но уже в 2021 году (когда к внутренним направлениям и Турции добавились Греция, Сейшелы, Хорватия и Кипр) начался рост — до 2700 человек.

В 2022 году, несмотря на ситуацию в мире, с «Силой ветра» путешествовали 5200 туристов. Во многом сохранился акцент на внутренний туризм (Байкал, Владивосток, Ладога, Камчатка, Белое море), но также были доступны путешествия в Грецию, Таиланд, Турцию и на Сейшелы.

Пинигин отмечает, что компания просто пошла за своими клиентами, многие из которых уехали в этом году за рубеж. Так, например, бизнесмену поступали предложения открыть отделения «Силы ветра» в Казахстане, Грузии, Турции, Израиле. В октябре начало формироваться комьюнити «Силы ветра» в Турции, сейчас в сообществе больше 800 человек. Также идет работа в ОАЭ.