Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уральская семья импортозаместила производство велосипедов для детей с ДЦП и продает их по всей стране

25 ноября 2022, 16:17
Уральская семья импортозаместила производство велосипедов для детей с ДЦП и продает их по всей стране
Фото: предоставлено 66.RU СОФПП
Анна и Анатолий Вощиковы — инженеры-конструкторы и сами разработали приспособление, которое помогает детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата самостоятельно передвигаться. За несколько лет из хобби и социального проекта дело превратилось в бизнес. Не самый прибыльный, но востребованный и окупаемый.

Семья из Каменска-Уральского создала бизнес, направленный на социализацию детей с диагнозом ДЦП. С помощью своего изобретения — задних велосипедных мостов — предприниматели наладили переоборудование обычных велосипедов в трехколесные, которые позволяют особым детям передвигаться и помогают в реабилитации.

В условиях пандемии и закрытия границ, а потом и санкций, семьи с такими детьми остались без западной техники. Даже простой польский велосипед подорожал почти в два раза, а велосипеды из США стоят как полноценный мотоцикл. Супруги Вощиковы продают свою продукцию в несколько раз дешевле, но не могут закрыть потребности всего рынка.

Фото: предоставлено 66.RU СОФПП

В основе изобретения лежит универсальная модульная система «задний мост», которая превращает двухколесный велосипед в ортопедический трехколесный. Велосипеды оборудованы специальными спинками, креплениями для ног, ортопедическим рулем. Анна и Анатолий сами разработали, запатентовали и изготавливают конструкцию в двух мастерских.

«Мы даже не думали об этом как о бизнесе, потому что решали свою проблему и только свою. В 2003 году у нас родился первый сын, врачи поставили ему диагноз «детский церебральный паралич». Ребенку было сложно самостоятельно ходить, его буквально приходилось носить на руках. Первый велосипед для него мы заказали из-за границы, взяв кредит. Но из него сын вырос буквально за год-полтора, мы даже не успели расплатиться с банком», — рассказала 66.RU Анна Вощикова.

Фото: предоставлено 66.RU СОФПП

Именно тогда пришла идея сделать съемный мост, который можно было бы ставить на любые велосипеды. То есть велосипед мог бы расти вместе с ребенком.

В начале нулевых ничего подобного в России не производили, ближайший аналог был на Украине. Осваивать производство супруги не собирались, но к ним начали обращаться знакомые и знакомые знакомых с такими же проблемами. По словам Анны, в год они с мужем делали 5–7 велосипедов и это хобби не только не окупало себя, а, наоборот, требовало слишком много денег и сил.

«Вся эта история продолжалась 13 лет, а потом наступило выгорание, потому что нашу основную работу никто не отменял. По совету друзей-предпринимателей решили попробовать монетизировать хобби и обустроили мастерскую. Мой муж, бывший заместитель директора в школе, ушел с должности на завод, чтобы оставалось время и силы собирать велосипеды по вечерам и по выходным. Сейчас мы делаем 100–120 заказов в год», — отмечает Анна.

Фото: предоставлено 66.RU СОФПП

Благодаря тому, что в Каменске-Уральском много металлообрабатывающих предприятий, все изготовление деталей, а также покраску супруги отдали на аутсорс. У себя в мастерских они только собирают и варят конструкции. Пока превращать это во что-то большее предприниматели не хотят. Для того чтобы масштабировать бизнес, придется оформлять велосипед как средство реабилитации, что требует слишком много бумажной работы.

80% клиентов компании — мамы со всей России, у которых тоже есть в семье ребенок с ограниченными возможностями. Кроме того, супруги сотрудничают с благотворительными фондами и некоммерческими организациями, которые также заказывают велосипеды для своих подопечных. По словам Анны, заказы идут со всей страны — от Москвы до Дальнего Востока. И дело не в том, что у них нет конкурентов — за несколько лет они появились. Просто потребности в лечебных велосипедах слишком большие.

Фото: предоставлено 66.RU СОФПП

«Рынок огромный. Это непаханое поле. Только по данным на 2017 год, в России проживает более 90 тыс. семей с детьми, у которых стоит диагноз ДЦП. А мы работаем не только с ними, но и с детьми с аутизмом, генетическими заболеваниями и др. В России порядка 200 тыс. семей нуждаются в таких велосипедах, мы не насыщаем рынок полностью», — объясняет предприниматель.

На руку их маленькому бизнесу сыграла пандемия. Когда закрыли границу, цены на велосипеды иностранного производства выросли в разы, поэтому клиенты переориентировались на продукцию из Каменска-Уральского. По словам Анны, порядок цен такой: их велосипед — 50–70 тыс. рублей, производства Польши — около 220 тыс. рублей (до пандемии был 120 тыс. рублей), производства США — 250–500 тыс. рублей.

«Так что мы готовы импортозамещать. Мы видим спрос на продукцию, потому что наши велосипеды не только помогают детям передвигаться, они еще и минимально похожи на реабилитационную технику, а это очень важно. Я давно разрабатываю модель с ручным приводом, чтобы обеспечить велосипедами детей с травмами позвоночника. Надеюсь, удастся запустить производство к весне 2023-го», — говорит Анна.