Я обожаю кроссфит и давно им занимаюсь. Обычно — с переменным успехом: неделю хожу, затем уеду куда-нибудь и выпадаю из графика. Поэтому успехи достаточно средние.
Но однажды я оказался в компании девочки Саши.
В кроссфите бывают парные тренировки, когда два человека одновременно выполняют комплекс упражнений, а результат учитывают командный. Оказалось, что Саша делает — внимание! — тысячу бурпи за 1 час 40 минут (те, кто в теме, оценят). Не первый год ежедневно тренируется, настоящий боец и крутой атлет.
И вот после соревнования с Сашей я понял, что прежде ни разу не достигал таких результатов. Да, были пот, слезы и сопли. Иногда казалось, что я сейчас упаду и больше не встану. Но я старался не отставать, и, кажется, получилось. Попутно я подметил у Саши пару моментов в технике, которые сильно упрощают жизнь, и очень благодарен ей за такую возможность.
Но не это главное. Парная тренировка навела меня на мысли о бизнесе. Я понял, что предприниматели из года в год наступают на одни и те же грабли.
Возьмите такой кейс.
Если компания расширяет штат, первое требование к кандидатам — релевантный опыт.
Спрашиваешь эйчаров: почему обязательно опыт, если у вас есть компетенции — возьмите новичка и научите.
Нет, говорят, учеба занимает много времени, которого у нас нет, не хотим учить. Берут человека с опытом, все равно тратят кучу времени на его адаптацию, надеются, верят, ждут результата.
А результата нет. Потому что одного только опыта недостаточно — нужна мотивация. Нужна гибкость, а человек на старом месте привык к размеренному темпу — он не готов меняться, рвать, достигать. Неинтересно ему.
Это ошибка в найме — менеджер потратил три–пять месяцев на человека, которого потом уволит.
И снова займется поисками кандидата с опытом. А ты, глядя на все это со стороны, думаешь: почему бы не взять вместо одного опытного трех–пятерых зеленых? Посадить рядом с профессионалом — пусть смотрят и повторяют. Кто-нибудь из них точно отвалится, но те, что с мотивацией, останутся. Благодаря работе с крутым руководителем результаты у него будут, как у меня с Сашей на тренировке.
Есть, впрочем, и другие решения. Обязанности руководителя можно разделить между двумя специалистами, которых проще найти. Под конкретную задачу можно взять подрядчика или перелопатить вакансию, сделав ее более привлекательной.
Ну и еще с десяток разных вариантов.
Но мозг ленивый, ему комфортнее использовать привычные стратегии, даже если владельца бизнеса не устраивают результаты. А всего-то надо убедить себя, что старые методы не работают, и начать придумывать новые.
Конечно, это непросто — признаться себе, что ничего не знаешь, хотя думал, что знаешь уже все. Это обидно и тяжело, потому что придется узнавать новое, рисковать и ошибаться. Мозгу некомфортно — он хочет жить как прежде. Но если побороться, у владельца бизнеса появится шанс избежать страданий.
И вот три простых, но важных тезиса для предпринимателя, которые я себе сформулировал.
Stay hungry, stay foolish, в общем.
Другими словами, главный минус предпринимательства — в том, что ты ни на минуту не можешь остановиться и наслаждаться результатами. Конкуренты сразу затопчут.
Помню, лет десять назад, когда мы в «Сушкоф» уже вовсю использовали возможности сайтов HeadHunter и rabota66.ru, рестораторы прошлой эпохи почему-то этого не делали — они, как прежде, размещали объявления в газетах «Работа для вас» и «Из рук в руки». Не удивлюсь, если сейчас двадцатилетние ребята тихонько хихикают над нашими объявлениями на HH.ru.
В этом смысле хорошим тренингом для нас будет бизнес-проект в Дубае, где мы собираемся наладить торговлю продуктами. Здесь вообще все по-другому — опыт, полученный в России, не всегда в помощь. Приходится думать головой. Надеюсь, у нас все получится.