Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

КамАЗ стал полностью российским. Но вернулся в 90-е

10 ноября 2022, 17:57
КамАЗ стал полностью российским. Но вернулся в 90-е
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Производитель грузовых автомобилей отказался от деталей зарубежного производства и взял под контроль два совместных с немецкими концернами предприятия. Впрочем, как отмечает автоэксперт Кирилл Зайцев, локализация производства заставила КамАЗ предлагать покупателям грузовики класса «Евро-2» — от таких двигателей мировые производители отказались несколько десятилетий назад.

В условиях санкций ПАО «КамАЗ» полностью отказалось от иностранных деталей и перешло на производство грузовиков из российских компонентов и узлов. Эту информацию в беседе с корреспондентом 66.RU подтвердил заместитель гендиректора предприятия, директор по развитию Ирек Гумеров.

«Одно могу сказать — объемы производства не снизились. Это удалось благодаря хорошей инженерной службе, службы производства находили решения. КамАЗ работает лучше, чем в прошлом году. Мы заменили все комплектующие и детали на российские. Это сотни российских поставщиков. Как ни странно, товары многих из них мы испытывали, одобряли и вводили в производство быстрее, чем это было ранее», — рассказал Гумеров.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

10 ноября КамАЗ консолидировал 100% долей совместного предприятия с германским концерном ZF Friedrichshafen AG — ООО «ЦФ Кама», следует из данных ЕГРЮЛ. До начала ноября немецкому концерну принадлежал 51% долей в предприятии, созданном в Набережных Челнах. «ЦФ Кама» производит 9- и 16-ступенчатые механические коробки передач Ecomid.

В конце июня КамАЗ уже получил контроль над бывшим совместным предприятием с немецким концерном Knorr-Bremse по выпуску тормозных систем — ООО «Кнорр Бремзе Кама», которым стороны владели на паритетных основах. Компания получила название «КАМАЗ Тормозные Системы» (КТС).

Фото: Антон Буценко, 66.RU

По словам автоэксперта Кирилл Зайцева, утверждать, что КамАЗ стал на сто процентов российским, нельзя.

«Там выросла доля Китая, и есть очень неочевидное партнерство с китайским JAC, которое никто вслух не обсуждает, потому что китайцы боятся попасть под вторичные санкции и признаваться в помощи КамАЗу не хотят. Да, КамАЗ стал менее импортозависимым, более локальным, но для этого пришлось вернуться в 90-е и производить двигатели экологического стандарта «Евро-2», от которых во всем мире отказались 30 лет назад. Да, стало больше российского, но пришлось вернуться в 92-й год», — отмечает Зайцев.

Фото: Антон Буценко, 66.RU

Насколько КамАЗ зависел от импортных деталей до введения санкций

Отвечая на вопрос журналистов, планирует ли предприятие выходить на новые восточные рынки взамен западных, Ирек Гумеров ответил утвердительно. Однако не стал уточнять, в каких странах КамАЗ планирует находить новых партнеров. Кроме того, по словам замдиректора компании, КамАЗ продолжает поставлять грузовики за границу, но отказался говорить, в какие именно страны, «в связи со сложившейся ситуацией».

В 2021 году экспорт продукции КамАЗа осуществлялся более чем в 50 стран, выручка от экспортных продаж составила 23 млрд рублей (9% от общей).

По данным пресс-службы компании, за 10 месяцев 2022 года КамАЗ увеличил производство на 1,5%, однако в октябре показатель снизился на 13,8% по сравнению с октябрем 2021-го. Рост в начале года в компании объясняют увеличением объемов заказа со стороны государства и увеличением спроса на гражданском рынке, который остался без грузовиков европейских марок.

В конце февраля КамАЗ попал в санкционный список Европейского союза, куда вошло несколько промышленных компаний из-за специальной операции на Украине. В июне санкции против физических и юридических лиц, среди которых и КамАЗ, ввел и Минфин США.