Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Госдуме отклонили законопроект о едином операторе рекламы, который оставил бы без работы тысячи человек

8 ноября 2022, 17:19
В Госдуме отклонили законопроект о едином операторе рекламы, который оставил бы без работы тысячи человек
Фото: Архив 66.RU
Против документа, принятого в первом чтении, выступили руководители профильных компаний и ассоциаций. Они считают, что объединение всех цифровых экранов в единую сеть создало бы новые серьезные угрозы для информационной безопасности. По подсчетам специалистов рекламной группы «Арифметика», в Свердловской области после принятия поправок работу в сфере наружной рекламы и в смежных с ней отраслях могли потерять более 10 тыс. человек.

Вопрос 7 ноября подробно обсуждали на Совете Госдумы. «По мнению всех фракций, законопроект должен быть отклонен», — заявил спикер российского парламента Вячеслав Володин.

Документ, предусматривающий поправки в закон «О рекламе», разработал депутат Госдумы Артем Кирьянов. В законопроекте прописано «установление особого режима распространения цифровой наружной рекламы».

Артем Кирьянов считает, что создание единого оператора позволит снизить риски распространения незаконной и недостоверной информации, избежать кибератак. По словам парламентария, наружная реклама и доски объявлений — наиболее уязвимые сектора в информационной сфере и слабыми местами могут воспользоваться недружественные страны.

Законопроект предполагал, что единый оператор получит:

  • возможность принимать участие в разработке и согласовании схем размещения рекламных конструкций во всех регионах РФ;
  • приоритетное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 30 лет без процедуры торгов и без выдачи разрешений на установку и эксплуатацию;
  • право размещать всевозможную цифровую рекламу на государственном или муниципальном транспорте.

15 июля депутаты Госдумы приняли документ в первом чтении и отправили его на подготовку ко второму. Но руководители ряда компаний, занимающихся наружной рекламой, и профильных ассоциаций выступили против и направили в Госдуму и представителям федеральных властей открытое письмо, в котором рассказали об отрицательных сторонах инициативы.

В частности, письмо на имя Вячеслава Володина писали представители Ассоциации коммуникативных агентств России и руководство рекламной группы «Арифметика». В Свердловской области недовольные встречались и с региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей Еленой Артюх.

Противники законопроекта уверяли, что документ могли написать под конкретные компании. Согласно пояснительной записке, единым оператором может быть только «системообразующая организация российской экономики, осуществляющая деятельность рекламных агентств». К ним относятся две компании — Russ Outdoor и Gallery.

Объединение всех цифровых экранов страны в единую сеть «создаст новые серьезные угрозы для информационной безопасности», утверждали противники поправок. «Любая успешная несанкционированная кибератака предоставит доступ ко всем экранам страны одновременно, в то время как контроль за единой системой многократно осложняется географической и технологической спецификой. Эксплуатируемое сегодня операторами наружной рекламы российское программное обеспечение показало свою эффективность, надежность», — говорилось в обращении на имя Вячеслава Володина, которое есть в распоряжении 66.RU.

По словам участников рынка, из-за невозможности конкурировать с единым оператором многие региональные компании в случае принятия законопроекта просто бы закрылись. В целом по России без работы остались бы 100–150 тыс. человек (столько людей, по разным подсчетам, вовлечены в работу рекламных агентств).

Как рассказывала ранее 66.RU руководитель рекламной группы «Арифметика» Татьяна Курилович, в Свердловской области, по самым примерным оценкам, в сфере наружной рекламы и в смежных с ней отраслях работает более 10 тыс. человек и все они могли лишиться работы после принятия инициативы. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

В августе свои поправки к законопроекту предложила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Тогда РБК со ссылкой на источники писал, что ФАС рекомендовала полностью отказаться от понятия единого оператора цифровых конструкций и вывести из-под регулирования онлайн-классифайды, социальные сети и другие интернет-сервисы, где могут распространять рекламные объявления.