Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Растут только те, кто шьет военную форму. Дизайнеры рассказывают о спаде спроса на одежду

14 октября 2022, 10:00
Растут только те, кто шьет военную форму. Дизайнеры рассказывают о спаде спроса на одежду
Фото: архив 66.RU
Представители брендов одежды из Екатеринбурга рассказали 66.RU о спаде продаж с начала частичной мобилизации, похожем на ситуацию после 24 февраля. Дизайнеры переживают, что покупательная способность россиян упадет еще сильнее, но надеются, что одежда останется в числе вещей первой необходимости.

Весной 2022 года после начала спецоперации на Украине с российского рынка ушли мировые бренды одежды: Inditex Group (Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho), PVH Corp. (Tommy Hilfiger, Calvin Klein), Uniqlo, H&M, Mango, Marks & Spencer и многие другие.

Спустя полгода уральские бренды говорят, что уход западных конкурентов на них особо не отразился. «В нашей компании заметен определенный рост продаж, но темпы аналогичны прошлому году. Можно предположить, что частично аудитория ушедших марок стала покупать у нас, тем не менее свое развитие мы больше связываем с активной работой команды», — рассказал Виталий Кузьмин, CEO бренда Around Clothes & Knitwear.

Аудитория мирового масс-маркета не перешла к уральским дизайнерским брендам из-за разницы в сегментах, считает Валерия Лузина, директор бренда Elena Piskulina. «Наша аудитория осталась с нами, а поклонники масс-маркета нашли альтернативу в том же масс-маркете, потому что с рынка ушли не все игроки. Многие переориентировались на интернет-магазины», — говорит она.

Противоположную позицию занимает уральский дизайнер Дмитрий Шишкин, основатель бренда Putin Team и группы компаний «Портновская мануфактура SHISHKIN». По его мнению, для предпринимателей, связанных с розничными сетями одежды, сейчас «золотое время», и многое для этого сделал уход международных брендов с российского рынка.

Шишкин отмечает, что с февраля в разы выросла нагрузка на фабрики, увеличилось число оптовых заказов от госорганов. «Многие предприятия активно запускают производство военной формы и вещей, необходимых для армии. Заказов сейчас много у всех, кто работает под заказ», — говорит дизайнер.

В этот тренд, например, попадает бренд спортивных товаров Ray, который после начала частичной мобилизации запустил линию по пошиву составляющих разгрузочных жилетов и увеличил производство балаклав для мобилизованных.

С сетью Putin Team у Дмитрия Шишкина тоже все в порядке: если к началу 2022 года было всего два магазина, то к концу года будет работать 15 точек. «В среднем открываем по одному-два магазина в месяц. Ниши освобождаются, а спрос внутри страны растет. Все, кто может предлагать качественный продукт, растут», — считает дизайнер.

Уральские бренды одежды, не связанные с госзаказами и патриотической тематикой, смотрят на рыночную ситуацию более сдержанно. Например, после начала мобилизации в Local Retail Group (бренды Hard Store, Super Socks) отмечают спад продаж. «Покупатели выжидают. Они настороженно относятся к выбору одежды, смотрят на то, что им действительно пригодится», — рассказывает коммерческий директор Local Retail Group Арина Бирюкова.

Валерия Лузина ожидает, что общий спад продаж у брендов одежды продлится не менее месяца. «После таких событий люди бегут запасаться чем угодно, только не одеждой. 24 февраля это были продукты, 21 сентября — амуниция и припасы. Люди придерживают деньги, боятся тратить их на второстепенные, по их мнению, вещи. Хотя я не могу сказать, что у нас сейчас совсем нет продаж. Но примерно на 50% они упали», — рассказала она. Чтобы сохранить лояльность покупателей, в компании Elena Piskulina пересмотрели свою ценовую политику, снизили прайс на некоторые позиции. «Пусть мы на этом что-то потеряем, но важнее оставаться в коммуникации со своей аудиторией и поддерживать ее таким образом. Мы не повышаем цены, несмотря рост стоимости сырья и производства. В кризисные ситуации необходимо проявлять гибкость», — уверена Валерия Лузина.

О сохранении цен на продукты своих компаний говорит и Дмитрий Шишкин. Однако не всем брендам удалось оставить прежние ценники. «За последний год цены на наши продукты выросли в 1,5 раза. Это связано с удорожанием материалов и логистики, да и в целом с ростом общего уровня цен на все: услуги подрядчиков, стоимость расходных материалов, производства», — перечисляет Виталий Кузьмин. В Local Retail Group говорят о росте ценников на 15% из-за проблем с логистикой и возросшей стоимости ткани.

Несмотря на трудности, компании готовятся к зимнему сезону и разрабатывают новые коллекции. «От осени и зимы ожидаем сезонного роста продаж, все-таки Around — это трикотажный бренд, чей ассортимент актуален больше всего осенью и зимой. Также ждем роста по отношению к прошлому году, потому что мы увеличили ассортимент и количество производимых артикулов», — подчеркивает Виталий Кузьмин.

Все опрошенные эксперты беспокоятся, что покупательная способность россиян может резко снизиться — по крайней мере, последние недели экономисты фиксируют, что население сокращает траты на фоне высокой неопределенности и снижения импорта. При этом дизайнеры считают, что потребители не смогут отказаться от новой одежды, тем более, люди должны пойти в магазины с приближением зимы.

«Есть опасения, что люди начнут еще больше экономить на одежде. Но мы также надеемся, что сыграет то, что одежда — это вещь первой необходимости», — полагает Арина Бирюкова. «Мы в Putin Team производим базовую одежду. Без пятого костюма или шляпы можно прожить, а без футболки, толстовки, куртки и жилетки — едва ли. Одежда и продукты питания — это базовые потребности людей», — заключает Дмитрий Шишкин.