За первые шесть месяцев 2022 года торговая площадь 200 крупнейших сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FCMG) выросла на более чем 1 млн квадратных метров. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты Infoline. Темпы прироста новых площадей сократились на 13,5%. Также снизился вклад 10 крупнейших ретейлеров в открытие новых магазинов — 69,5% прироста против 72,3% в 2021-м.
Доля дискаунтеров в структуре новых открытий за год выросла с 60,1% до 60,9%, магазинов «у дома» — с 11,5% до 11,8%. Доля супермаркетов сократилась с 10,5% до 10,1%, гипермаркетов — 17,9% до 17,1%.
После начала спецоперации на Украине и волны санкций все крупнейшие торговые сети приняли решение сократить инвестиции в новые открытия и обновления магазинов в условиях неопределенности и резкого повышения стоимости торгового оборудования, констатировал гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сейчас рынок ретейла вновь переходит к фазе роста.
Лидером по темпам прироста торговых площадей в первой половине года стал «Магнит» — плюс 271,3 тыс. квадратных метров. Лидер прошлого года ГК «Торгсервис» (сети «Светофор» и «Маяк») почти в три раза сократила прирост торговых площадей, до 164 тыс. квадратов, опустившись на третье место. Площадь магазинов X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик») выросла на 229,7 тыс. квадратов. Портфель Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль») расширился на 143 тыс. квадратов.
В «Магните» заявили, что фокусируются на развитии в первую очередь своего основного формата — магазинов «у дома». В первом полугодии компания открыла около 560 таких объектов и до конца года запустит еще несколько сотен.
В X5 Group также планируют продолжить открывать магазины «у дома» «Пятерочка» и ускорить открытие жестких дискаунтеров «Чижик». В этом году компания намерена открыть более 400 магазинов «Чижик» по сравнению с ранее планировавшимися 300 точками.
В «Ленте» тоже продолжат открытие магазинов «у дома» и намерены совершенствовать операционную модель гипермаркетов и супермаркетов.
В ГК «О`Кей» также наращивают активность по открытию дискаунтеров «Да!».
Консультант JosDeVries The Retail Company Ирина Болотова пояснила, что магазины формата «у дома» и дискаунтеры лучше отвечают растущим запросам потребителей на экономию денег и времени при покупке товаров первой необходимости. Михаил Бурмистров указал на то, что новых открытий гипермаркетов уже почти нет и можно говорить о трансформации формата с оптимизацией площадей.