В разговоре с Дмитрием Пивоваровым мы использовали термин «маркетплейс», хотя в самой компании CDEK.Shopping называют платформой для заказа товаров популярных брендов за рубежом. Поскольку, в отличие от традиционных маркетплейсов, здесь нет продавцов, которые выставляют свой товар, заказы выполняются индивидуально.
— Почему вообще появилась идея запуска в России маркетплейса для заказа товаров из-за рубежа, при условии, что уже есть проверенный годами AliExpress и Ozon Global?
— Идея создания сервиса родилась в рамках стратегии развития международной логистики и курьерских доставок «СДЭКа», поскольку конкурировать с государственной «Почтой России» внутри страны смысла нет. Это был ноябрь 2021 года, когда ни о каких санкциях, логистических ограничениях и уходе компаний речи не шло. Еще до февральских событий мы видели высокий спрос на товары из зарубежных интернет-магазинов, которые заказывают с доставкой «СДЭК». Это либо та продукция, которой в принципе не было в России, либо за границей она стоила дешевле. Но чтобы заказать, нужно пройти целый квест — знать английский язык, найти нужный магазин, посчитать стоимость доставки, узнать про ограничения на вывоз, оплатить нужной картой. Даже раньше это не всегда можно было сделать российской картой, а сейчас — тем более. Поэтому мы запустили платформу, которая взяла все эти заботы покупателя на себя.
Еще один момент связан с тем, что в России работает шесть крупных маркетплейсов (Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress, СберМегаМаркет, KazanExpress), каждый из которых стремится стать номером один. Поэтому развивать электронную коммерцию «в лоб» смысла нет — ниша уже переполнена.
Фото: предоставлено 66.RU |
---|
Управляющий директор CDEK.Shopping Дмитрий Пивоваров |
— По сути, вы работает в условиях параллельного импорта. Отличаются они чем-то от тех условий, которые были раньше?
— Когда мы запускали проект, термин «параллельный импорт» не был актуален. Но в нынешних условиях он упростил жизнь не только нам, но и всем коллегам по рынку (ранее Ozon заявил, что планирует заниматься собственными поставками с помощью параллельного импорта, — прим. ред.). Суть параллельного импорта в том, что компании могут реализовывать продукцию брендов, перечень которых есть в приказе Минпрома, без согласования с владельцами товарных знаков. Для конечного клиента — это только плюс. Это позволит расширить ассортимент и продавать товары, которые раньше не были представлены на крупных онлайн-платформах. Если раньше человек ездил, например в ОАЭ, чтобы купить брендовую вещь или товар по более низкой цене, то сейчас может заказать его в Россию без трат на авиабилеты и проживание.
— Вы не опасаетесь, что владельцы торговых знаков могут предъявить претензии за то, что вы продаете их продукцию в обложенной санкциями России?
— Да, такие риски есть, но это бизнес. Мы придерживаемся перечня товаров, указанного в приказе, и видим, что того же правила придерживаются и российские маркетплейсы. Это риски не конкретно CDEK.Shopping, а риски всего рынка. И если какое-то наименование уберут из перечня «параллельного импорта», то этого бренда просто не будет в России. Это вопрос изменения рынка, когда россияне останутся без айфонов и самсунгов.
Есть еще один момент: а пойдет ли владелец товарного знака в суд, при условии, что он ушел из России. Не знаю, были ли такие судебные прецеденты.
— А со стороны продавцов за рубежом не возникает никаких ограничений? По принципу, что вы российская компания, поэтому продавать вам ничего не будем.
— Во многих странах есть санкции и ограничения на вывоз товаров в Россию, но их можно обходить совершенно легально. Доказательство этому — отсутствие дефицита на рынке.
— Через третьи страны?
— Да.
50% проданной продукции через CDEK.Shopping приходится на электронику, 40% — бады и витамины. Сейчас компания делает ставку на одежду и обувь, которые «подвинут» ноутбуки и приставки. |
— Как вообще сейчас работают логистические цепочки и работают ли?
— Да, в большинстве случаев мы доставляем товары не напрямую и срок доставки существенный — месяц-полтора. Но дело тут не только в санкциях. Вспомните авиаперевозки — зачастую улететь с пересадками дешевле, чем прямым рейсом. То же самое с грузовыми авиаперевозками, где самое важное — цена. Мы можем потерять несколько дней, но сэкономить деньги. Конечно, санкции оказывают большую роль, но логистика всегда была непростая.
— Помимо логистики есть валютные ограничения, таможенные задержки. И, судя по серии публикаций о срывах сроков поставок со стороны CDEK.Shopping, таких проблем немало. Это так?
— Действительно, когда мы только запустили сервис и он внезапно стал популярен, мы получили большое количество заказов и не смогли все вовремя доставить. Но эту проблему удалось решить.
Одна из причин задержек — таможенные ограничения. Российские грузы и посылки с отметкой РФ в некоторых европейских странах проверяются особо тщательно. Поэтому их зачастую задерживают на границе транзитных стран, где они долго ожидают процедуры досмотра или решения таможенных органов о произведенном осмотре. Мы прорабатываем запасные маршруты вывоза товаров.
Что касается валютных и платежных ограничений, то важно понимать, что «СДЭК» — международная компания с юрлицами в разных странах, а значит, мы можем проводить платежи в валюте. Безусловно, ограничения усложняют работу, но не критично.