Птицефабрика «Рефтинская» — на долю предприятия приходится около половины регионального рынка мяса птицы — в конце 2021 года увеличила свой уставный капитал и продала 49% акций частному инвестору, в результате чего получила 1,6 млрд рублей инвестиций.
Теперь управлять птицефабрикой будет команда менеджеров «Уральской агропромышленной группы», в которую входит «Курганский мясокомбинат «Стандарт».
Ирина Макарова, управляющий директор ООО «Уральская агропромышленная группа», рассказала 66.RU, как менеджеры будут выводить «Рефтинскую» из многомиллионных убытков и как птицефабрика будет конкурировать с федеральными игроками.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
Ирина Макарова |
— С какого времени менеджеры УАГ начали управлять птицефабрикой?
— Мы приступили к управлению птицефабрикой в этом году, собственно, поэтому еще и не завершили аудит. Когда берешься за глобальный проект, минимум полгода уходит на аудит всех процессов.
У УАГа есть экспертиза в мясопереработке и реальный опыт в восстановлении площадок — тот же «Курганский мясокомбинат «Стандарт» мы купили в убыточном состоянии, а сейчас это успешное, прибыльное предприятие. И мы в УАГе искренне считаем, что «Рефтинская», несмотря на имеющиеся трудности, — весьма перспективный актив. Его можно развивать и выводить на качественно новый уровень.
Сделать из убыточной птицефабрики современное и прибыльное предприятие — это новый вызов для нас и нашего инвестиционного партнера. Сложно будет? Очень. Но мы справимся, я верю в нашу команду.
— Последние годы птицефабрика «Рефтинская» была убыточной, для нее искали инвестора, но желающих купить этот актив не было. Почему?
— Чистый убыток птицефабрики в 2020 году составил около 87 млн рублей, в 2021 году — 113 млн рублей. Фабрика работала по технологиям восьмидесятых годов прошлого века, а за 40 лет в этой сфере многое изменилось. И, конечно, рынок мяса птицы очень конкурентный.
Но основная причина, думаю, в том, что у птицефабрики есть активы, которые требуют серьезных инвестиций — инвестиций в реновацию фабрики, модернизирование технологий. Тут любой инвестор засомневается.
— Сколько вы планируете потратить на модернизацию «Рефтинской», есть уже какие-то оценочные цифры?
— Мы сформируем окончательный инвестиционный план, когда завершим аудит. Но пока, предположительно, мы оцениваем дополнительные инвестиции в размере более 2 млрд рублей. Эти средства нужны, чтобы модернизировать производственные мощности и поддерживать современные технологии птицеводства.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
«Фабрика работала по технологиям восьмидесятых годов прошлого века, а за 40 лет в этой сфере многое изменилось»
— Птицепром как отрасль требует государственных дотаций?
— В целом нет. Птицеводство и переработка мяса — абсолютно доходный бизнес. Но при этом случаются и неблагоприятные периоды, когда поддержка государства бывает необходима. Например, птицефабрики могут рассчитывать на субсидии для закупки зерна, возмещение затрат на создание племенных предприятий.
— Почему УАГ выкупила 49% акций, оставив МУГИСО контролирующим акционером?
— МУГИСО осуществило допэмиссию акций птицефабрики в объеме 49% от размера уставного капитала, это решение министерства.
Теперь давайте определимся в терминах. Уральская агропромышленная группа привлекла частные инвестиции и стала управляющей на «Рефтинской». Это обычная рыночная коллаборация партнеров.
— Сумма сделки по покупке 49% акций «Рефтинской» — 1,6 млрд рублей. Вы считаете это справедливой ценой?
— Это не вопрос справедливости. Есть конкретные цифры и факты. Когда государство планировало продать 100% акций, то их выставляли на продажу за 2,5 млрд рублей. И тогда покупателей не нашлось.
Но когда МУГИСО решило увеличить уставный капитал птицефабрики путем дополнительного выпуска акций, чтобы привлечь инвестиции напрямую в бюджет предприятия, проект стал интересен для инвесторов. При этом нужно отметить, что стоимость одной акции при таком раскладе выросла и пакет в 49% стал стоить 1,6 млрд рублей. Нас и нашего инвестиционного партнера это устроило.
— С чего вы начнете перестройку на «Рефтинской»?
— Изменения уже коснулись крайне важного направления выращивания птицы. Мы взяли в аренду производственную площадку в селе Грязновское и заселили ее реммолодняком — это цыплята, которые в будущем станут родительским стадом. По всем современным технологиям птицы разных возрастов должны жить раздельно. И мы это сделали.
Кроме того, на самой «Рефтинской» одна из площадок по выращиванию бройлеров была не полностью заселена, так как несколько корпусов нуждались в ремонте. Мы эти корпуса восстановили. К сентябрю полностью заселим их птицей.
На другой площадке, где девять пятиэтажных корпусов, мы заменили систему освещения, восстановили поильную систему, на это ушло около 30 млн рублей. Но это очень важно для самочувствия птицы, ее развития.
В будущем мы будем заниматься системой микроклимата, вентиляции на птицефабрике. В общем, я могу говорить об этом бесконечно! Если мы восстановим, точнее, когда мы восстановим все мощности и дотянем все технологии, «Рефтинская» сможет существенно улучшить и качественные показатели.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
— Вы планируете сокращать штат в свете борьбы за эффективность? Что будет с зарплатами сотрудников «Рефтинской»?
— Сейчас мы приводим штатное расписание в соответствие с потребностями бизнеса. Штатное количество сотрудников уменьшится по сравнению с тем, что было раньше. Но при этом количество людей, которые сейчас работают на птицефабрике, все равно меньше, чем требуется даже по сокращенному штатному расписанию.
У нас 88 открытых вакансий. Мы нуждаемся в водителях, птицеводах, работниках цеха переработки, операторах станков, упаковщиках. И мы очень ждем тех, кто хотел бы работать в нашей сильной команде.
Зарплата на «Рефтинской» средняя и выше средней, у нас бесплатные обеды для сотрудников, мы бесплатно доставляем их на работу, обеспечиваем спецодеждой, СИЗами, дети сотрудников регулярно получают путевки в лагеря отдыха. Мы заинтересованы в том, чтобы условия труда на птицефабрике были достойными и комфортными.
— А средняя зарплата и выше средней — это сколько?
— Для разных специальностей средняя зарплата разная. И она определяется рынком. Но, например, линейный персонал получает 30–60 тыс. рублей.
— Насколько конкурентоспособно производство на «Рефтинской» в сравнении с федеральными брендами?
— По качеству продукции мы вполне можем конкурировать с федеральными топами, это однозначно. По объемам выращивания птицы — конечно, нет. «Черкизово», например, выращивает 800 тысяч тонн мяса в год, а «Рефтинская» — около 60 тысяч тонн. Поэтому с точки зрения полноценной рыночной конкуренции с федеральными игроками, естественно, тягаться с такими объемами невозможно.
При этом региональные игроки — такие как мы — более гибкие. Мы можем сформировать рыночные ниши и получать прибыль.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
«По качеству продукции мы вполне можем конкурировать с федеральными топами, это однозначно»
— Какие ниши в регионе может занять «Рефтинская»?
— Мы будем восстанавливать свой статус-кво по пельменям. Мало кто на рынке производит именно куриные пельмени. И мы намерены сконцентрировать усилия в этом направлении. «Рефтинская» раньше только по Свердловской области продавала до 150–160 тонн куриных пельменей в месяц, и уже сейчас понятно: птицефабрика может еще больше — около 400 тонн. То же самое с куриными котлетами, это нишевая история, но она достаточно емкая.
Плюс у «Рефтинской» есть уникальные производственные технологии варено-жареных деликатесов. По вкусу они очень напоминают домашний запеченный продукт, это такая альтернатива копченостям, только более полезная. Это очень классное направление, которое мы тоже планируем раскачать.
Еще один проект, который мы анонсируем, скорее всего, осенью, — это готовые замороженные блюда. В целом такая категория у «Рефтинской» есть и сейчас, но мы нашли технологию, с помощью которой сделаем такие блюда более вкусными, красивыми и удобными для потребителей.
— Изменится ли география сбыта «Рефтинской»?
— 80% нашей продукции реализуется в домашнем регионе — в Свердловской области. Также есть поставки в соседние Тюменскую и Челябинскую области и даже в Красноярский край.
Кроме того, мы ведем переговоры с крупными сетями в Поволжье. Это при том, что в Центральной России очень конкурентный рынок. Поволжью понравилась наша продукция и по вкусу, и по качеству. Так что непрокачанные рыночные возможности у «Рефтинской» есть.
— Помимо убытков, у птицефабрики, наверное, накопились долги перед поставщиками. О каких суммах идет речь?
— Кредиторская задолженность «Рефтинской» — около 1 млрд рублей. У нас есть график приведения задолженностей к договорным условиям, так что будем работать.
— Сколько потребуется времени, чтобы птицефабрика рассчиталась с миллиардным долгом?
— Для выравнивания ситуации нам понадобится 6-7 месяцев. Это время для приведения просроченных задолженностей перед контрагентами к договорным условиям. Кстати, «Рефтинская» уже погасила свою задолженность перед Свердловской птицефабрикой — а это 510 млн рублей.
Но важно понимать, что совсем без задолженностей бизнес не живет. Задолженность формируется автоматически, например, за счет договоров с отсрочкой платежа. Главное — чтобы она не была просрочена. И мы к этому стремимся.
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU |
---|
«У «Рефтинской» нет конфликта с СКХП, есть противостояние собственника — птицефабрики «Рефтинская» — и наемного генерального директора Олега Душкина»
— «Рефтинская» купила половину акций Свердловского комбината хлебопродуктов. Но руководство СКХП пытается отменить сделку в арбитражном суде. Можете объяснить, в чем суть вашего спора?
— Все ведущие птицефабрики России владеют собственным комбикормовым производством, чтобы, первое — контролировать здоровье птицы, второе — управлять ее себестоимостью. И, кстати, 18 из 20 крупнейших комбикормовых заводов России входят в состав тех или иных птицефабрик. Так что это правила рынка. Мы ничего нового не изобретаем.
И давайте честно, финансовые показатели ОАО «СКХП» за 2021 год по сравнению с 2020 годом ухудшились и по выручке, и по прибыли. Поэтому я уверена — от этой сделки выиграют все: и птицефабрика, и СКХП. Птицефабрика гарантированно обеспечит СКХП заказами.
Так что у «Рефтинской» нет конфликта с СКХП, есть противостояние собственника — птицефабрики «Рефтинская» — и наемного генерального директора Олега Душкина. Он не предоставляет нам документы, не пускает на предприятие ревизоров, пытается оспорить сделку по покупке акций предприятия. О причинах такого поведения могу только догадываться. Скорее всего, Душкин защищает свои личные интересы, чем, как мне кажется, только вредит предприятию. Но мы все равно готовы к диалогу и совместной эффективной работе.
— Как международные санкции из-за спецоперации на Украине сказываются на деятельности птицефабрики и других предприятий УАГ?
— Как ни крути, логистические цепочки были нарушены, какие-то поставщики ушли. Трудности возникли с ингредиентами, кормовыми добавками, медикаментами, запчастями. Сейчас находим местных производителей, пытаемся выстроить взаимоотношения с Китаем и Индией — там мощные, хорошие производства. Ищем новые возможности — ситуация не безвыходная.
Но надо понимать, что сложности были и в позапрошлом, и прошлом году. Честно говоря, я не помню ни одного года, когда все было бы хорошо и спокойно. Рынок — это всегда про вызовы.
— Перестройка логистических схем потребует от вас дополнительных затрат, которые будут увеличивать себестоимость продукции?
— Любые изменения требуют затрат. Пока ситуация на рынке мяса птицы лучше, чем в прошлом году. Если сравнивать ситуацию декабря 2021 года на рынке мяса птицы с июлем 2022 года, то мы увидим — инфляция составила 1,5–2%. Это меньше инфляции в других сферах.
Как будет дальше, прогнозировать не берусь. Могу сказать точно, что сплоченная и ориентированная на результат команда справится с любыми сложностями.