Представители отрасли наружной рекламы призывают отказаться от идеи создания единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. В пояснительной записке указано, что его цель — «защита национальных интересов Российской Федерации».
Однако представители отрасли считают, что единый оператор попросту превратится в монополиста. «Таким образом, будут ликвидированы 90% федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы, радикально сократятся рабочие места, снизятся возможности рекламодателей по размещению рекламы своей продукции», — говорится в обращении специалистов на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина. Обращение подписали более 50 руководителей и владельцев компаний в сфере наружной рекламы и смежных отраслей.
Единый оператор против кибератак
Автор законопроекта, депутат Госдумы Артем Кирьянов, считает, что создание единого оператора позволит снизить риски распространения незаконной и недостоверной информации, избежать кибератак. По словам парламентария, наружная реклама и доски объявлений — наиболее уязвимые сектора в информационной сфере и слабыми местами могут воспользоваться недружественные страны.
Противники законопроекта, напротив, считают, что объединение всех цифровых экранов страны в единую сеть «создаст новые серьезные угрозы для информационной безопасности».
«Любая успешная несанкционированная кибератака предоставит доступ ко всем экранам страны одновременно, в то время как контроль за единой системой многократно осложняется географической и технологической спецификой. Эксплуатируемое сегодня операторами наружной рекламы российское программное обеспечение показало свою эффективность, надежность», — говорится в обращении, которое есть в распоряжении 66.RU.
Монополизация рынка
Единый оператор — не государственная, а коммерческая компания с правом осуществлять предпринимательскую деятельность. Представители рекламного бизнеса отмечают, что закон позволяет создать на рынке монополиста с неограниченными возможностями.
Согласно законопроекту, единый оператор получит:
- возможность принимать участие в разработке и согласовании схем размещения рекламных конструкций во всех регионах РФ;
- приоритетное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 30 лет без процедуры торгов и без выдачи разрешений на установку и эксплуатацию;
- право размещать всевозможную цифровую рекламу на государственном или муниципальном транспорте.
Из-за невозможности конкурировать с единым оператором многие региональные компании просто закроются. В целом по России без работы окажутся 100–150 тыс. человек (столько людей, по разным подсчетам, вовлечены в работу рекламных агентств). Как рассказала 66.RU руководитель рекламной группы «Арифметика» Татьяна Курилович, в Свердловской области, по самым примерным оценкам, в сфере наружной рекламы и в смежных с ней отраслях работает более 10 тыс. человек и все они могут лишиться работы.
Потери бюджета
Противники законопроекта указывают, что от нововведений пострадают не только рекламщики, но и бюджеты регионов и муниципалитетов. Из-за отсутствия доходов от аукционов (контракты с единым оператором будут заключаться на базе минимальной ставки, с которой для обычных компаний торги только начинаются), снижения налогов на прибыль и НДФЛ бюджеты будут терять по 15 млрд рублей в год.
По словам Курилович, в ходе торгов цена на размещение рекламной конструкции может вырастать в десятки раз. Именно эту разницу потеряют региональные и муниципальные бюджеты. В качестве примера она привела один из последних аукционов, в котором участвовала «Арифметика», тогда стоимость выросла с 200 тыс. рублей до 1,5 млн рублей.
Претенденты на пост единого оператора
Противники нововведений считают, что законопроект может быть написан под конкретные компании. Согласно законопроекту, единым оператором может быть только «системообразующая организация российской экономики, осуществляющая деятельность рекламных агентств». К ним относятся две компании — Russ Outdoor и Gallery.
Согласно исследованию «Admetrix-Эспар», именно Russ Outdoor и Gallery — два крупнейших игрока в сегменте цифровых билбордов. Выручка первой по итогам 2021 года оценивается в 5,3 млрд рублей, второй — в 4 млрд рублей.
«В «расстановке сил» на рынке наружной рекламы в 2021 году не произошло принципиальных изменений. Несколько более одной трети всего объема (36.1%) контролировалось фирмой-лидером Russ Outdoor, которая уверенно наращивала свою долю рынка. К концу года под контролем Russ Outdoor оказалась реклама на остановочных павильонах Мосгортранса, а затем и реклама в Московском метрополитене. Вторая «треть» приходилась на девять следующих компаний из списка топ-10. При этом примерно половина этого объема обеспечивалось компанией Gallery», — говорится в исследовании.
В конце 2021 года Russ Outdoor и Gallery объявили о стратегическом партнерстве. В январе 2022 года РБК сообщил, что бизнесмен Иван Таврин собирается продать группу Gallery владельцам группы Russ Outdoor. По данным издания, фактическими основными собственниками Russ Outdoor на 2019-2020 годы считались братья Леван и Роберт Мирзояны, а также депутат Госдумы Бекхан Барахоев. Владелец Gallery — Иван Таврин, бывший деловой партнер Алишера Усманова и собственник телеканалов «Муз ТВ» и «Ю».
В отличие от многих подписавших обращение к Вячеславу Володину рекламных компаний, в ГК Russ Outdoor не усматривают монополизации в создании единого оператора, мотивируя это тем, что у других участников рынка будет возможность по-прежнему участвовать в торгах за право установки конструкций. Целесообразность выступления в качестве единого оператора Russ Оutdoor рассмотрит после принятия законопроекта, заявили «Ъ» в компании.