Формально иностранные компании ушли, но есть много примеров, когда западные предприниматели просто продавали свой бизнес российским представителям, многие из которых и до этого вели их бизнес на территории России.
Самый свежий пример — американская компания джинсовой одежды Levi's, которая в мае заявила об окончательном уходе из РФ, а в июле открылась в Москве под новым названием JNS. Как пишет телеграм-канал «Осторожно, новости», одна из российских компаний выкупила магазин в ТЦ «Авиапарк», и теперь продукцию Levi's в России будет продавать другое юридическое лицо — Sport Point (занимается дистрибуцией Under Armour, Puma, Nike). Ассортимент не изменится, сейчас бизнесмены выстраивают логистические цепочки. Компания планирует выкупить и другие магазины сети.
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Как показала практика, именно так в Россию и возвращаются зарубежные бренды. Чаще всего новые правообладатели меняют название и логотип на что-то очень напоминающее предыдущий вариант. Это заставляет вспомнить самый известный пример из 1990-х, эры китайских подделок, когда Adidas продавали под видом Abibas в абсолютном похожем стиле.
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
![]() Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Планирует вернуться в Россию и сеть кофеен Starbucks. Новые владельцы, один из которых Тимати, получили права аренды на все 130 помещений американской компании в РФ.
Корреспондент 66.RU спросил у патентного поверенного РФ, адвоката Светланы Кололеевой, нарушают ли компании авторское право в случае подобного копирования при ребрендинге.
«Если название или логотип зарегистрированы в качестве товарного знака на территории России, то у правообладателя есть все основания запрещать такое использование и требовать компенсацию до 5 млн руб. за каждый случай нарушения либо двукратную стоимость контрафактных товаров. Кроме того, за незаконное использование чужого товарного знака предусмотрена уголовная ответственность по статье 180 УК РФ», — говорит юрист.
Как правило, иностранные компании регистрируют товарные знаки по международной Мадридской системе, которая действует и на территории России.
«Когда название изменено и потребителям понятно, что оно скопировано с известного бренда, будут нарушены права на товарные знаки. Такое название будет признано сходным до степени смешения. Специалисты оценивают сходство по трем критериям: фонетический (звуковой), визуальный и семантический (смысловой). При этом если изменены только логотип и шрифт, а слово осталось прежним, то это будет нарушением. Либо слово совсем другое, но используется узнаваемый логотип (например, значок Apple в виде надкусанного яблока), права будут нарушены», — добавила Кололеева.
Специалист говорит, что в спорах по товарным знакам мнения потребителей суды не спрашивают и не во всех случаях назначают судебную экспертизу, судья самостоятельно делает вывод о наличии или отсутствии нарушения на основе представленных доказательств.
«Что касается ухода компаний с российского рынка, то по закону должно пройти три года и тогда можно пытаться аннулировать действие товарного знака в России в связи с его неиспользованием, — дополнила адвокат. — Также отмечу, что российским бизнесменам не следует уповать на санкции и изменение политики в части отказа в защите прав компаниям из недружественных стран, так как закон в части защиты прав не менялся».
Адвокат рекомендует при покупке бизнеса у иностранной компании на этапе оформления сделки обеспечить права на использование товарного знака (например, в форме лицензии или франшизы), чтобы избежать в дальнейшем конфликта.