Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вспомнить Abibas. Зарубежные бренды возвращаются в Россию под новыми именами

28 июля 2022, 15:53
Вспомнить Abibas. Зарубежные бренды возвращаются в Россию под новыми именами
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
После начала военной спецоперации на территории Украины, по данным Евросоюза, Россию покинула примерно тысяча иностранных компаний. Вначале чиновники активно заявляли о том, что освободившиеся площади в торговых центрах займут российские производители, но реальность оказалась более прозаичной.

Формально иностранные компании ушли, но есть много примеров, когда западные предприниматели просто продавали свой бизнес российским представителям, многие из которых и до этого вели их бизнес на территории России.

Самый свежий пример — американская компания джинсовой одежды Levi's, которая в мае заявила об окончательном уходе из РФ, а в июле открылась в Москве под новым названием JNS. Как пишет телеграм-канал «Осторожно, новости», одна из российских компаний выкупила магазин в ТЦ «Авиапарк», и теперь продукцию Levi's в России будет продавать другое юридическое лицо — Sport Point (занимается дистрибуцией Under Armour, Puma, Nike). Ассортимент не изменится, сейчас бизнесмены выстраивают логистические цепочки. Компания планирует выкупить и другие магазины сети.

Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU

Как показала практика, именно так в Россию и возвращаются зарубежные бренды. Чаще всего новые правообладатели меняют название и логотип на что-то очень напоминающее предыдущий вариант. Это заставляет вспомнить самый известный пример из 1990-х, эры китайских подделок, когда Adidas продавали под видом Abibas в абсолютном похожем стиле.

  • Польский производитель одежды LPP SA продал свои магазины в РФ китайской компании FES retail и теперь Reserved превратился в RE, Cropp заменили на CR, Mohito стал M, House — XC, а Sinsay — «Син».
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
  • Американская корпорация Yum! Brands продала ресторан Pizza Hut компании «Ной-М», развивающей рестораны «IL Патио» и «Планета суши». Теперь заведение называется «ПиццаН». После продажи другого актива американцев — KFC, скорее всего, сменится название и этого бренда.
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
  • Преемником финского бренда молочных напитков Valio в России стала Viola.
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
  • Французский производитель косметики L'Occitane продал бизнес своим российским менеджерам из ООО «Л'Окситан Рус», и теперь название компании пишут на кириллице.
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
  • Самый нашумевший эпизод ребрендинга пришелся на американский McDonald’s, который продал свой бизнес предпринимателю из Новокузнецка Александру Говору, лицензиату франчайзи «Макдоналдса». Новое название «Вкусно — и точка» породило в Сети широкое обсуждение и горы мемов.
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
  • Англо-нидерландский концерн Shell в мае 2022 года продал свои активы в России компании «Лукойл». Заправки Shell, работавшие в Новосибирске, как и большинство АЗС сети, вошли в периметр сделки. Теперь они работают под финским брендом Teboil, которым владеет «Лукойл».
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
  • Московский отель The Ritz-Carlton международной сети гостиниц класса люкс Ritz-Carlton Hotel Company, дочерней компании гостиничного холдинга Marriott International, теперь называется The Carlton, Moscow.
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU
  • Издательский дом Independent Media из Великобритании тоже перезапустил бренды, которые ранее выпускались в партнерстве с конгломератом Hearst. В локализованных российских версиях они выходят под новыми названиями. Команды Cosmopolitan запустили новый проект Voice, Men’s Health — Men Today, «Домашний очаг» — «Новый очаг», «Популярная механика» — TechInsider, Esquire — «Правила жизни», Harper’s Bazaar — The Symbol.
Фото: коллаж — Анна Коваленко, 66.RU

Планирует вернуться в Россию и сеть кофеен Starbucks. Новые владельцы, один из которых Тимати, получили права аренды на все 130 помещений американской компании в РФ.

Как российским компаниям избежать дальнейших судебных разбирательств за нарушение авторского права — мнение юриста

Корреспондент 66.RU спросил у патентного поверенного РФ, адвоката Светланы Кололеевой, нарушают ли компании авторское право в случае подобного копирования при ребрендинге.

«Если название или логотип зарегистрированы в качестве товарного знака на территории России, то у правообладателя есть все основания запрещать такое использование и требовать компенсацию до 5 млн руб. за каждый случай нарушения либо двукратную стоимость контрафактных товаров. Кроме того, за незаконное использование чужого товарного знака предусмотрена уголовная ответственность по статье 180 УК РФ», — говорит юрист.

Как правило, иностранные компании регистрируют товарные знаки по международной Мадридской системе, которая действует и на территории России.

«Когда название изменено и потребителям понятно, что оно скопировано с известного бренда, будут нарушены права на товарные знаки. Такое название будет признано сходным до степени смешения. Специалисты оценивают сходство по трем критериям: фонетический (звуковой), визуальный и семантический (смысловой). При этом если изменены только логотип и шрифт, а слово осталось прежним, то это будет нарушением. Либо слово совсем другое, но используется узнаваемый логотип (например, значок Apple в виде надкусанного яблока), права будут нарушены», — добавила Кололеева.

Специалист говорит, что в спорах по товарным знакам мнения потребителей суды не спрашивают и не во всех случаях назначают судебную экспертизу, судья самостоятельно делает вывод о наличии или отсутствии нарушения на основе представленных доказательств.

«Что касается ухода компаний с российского рынка, то по закону должно пройти три года и тогда можно пытаться аннулировать действие товарного знака в России в связи с его неиспользованием, — дополнила адвокат. — Также отмечу, что российским бизнесменам не следует уповать на санкции и изменение политики в части отказа в защите прав компаниям из недружественных стран, так как закон в части защиты прав не менялся».

Адвокат рекомендует при покупке бизнеса у иностранной компании на этапе оформления сделки обеспечить права на использование товарного знака (например, в форме лицензии или франшизы), чтобы избежать в дальнейшем конфликта.