Авиакомпании S7 и AirBridgeCargo (входит в ГК «Волга-Днепр») написали обращение в Минтранс с просьбой вернуть свои самолеты иностранным лизингодателям.
По словам источников «Коммерсанта», S7 хочет отправить обратно два Boeing 737–8 МАХ. Причина — «отсутствие сертификата типа в РФ и из-за этого невозможность его эксплуатации». Использование 737–8 МАХ запретили в нашей стране из-за произошедших в Индонезии и Эфиопии катастроф с участием самолетов этого типа, а повторную сертификацию специалисты так и не провели.
AirBridgeCargo собирается возвратить 14 из 16 грузовых Boeing 747, которые хранятся в Шереметьево. Еще два самолета после введения санкций сейчас за границей — один в Шардже (ОАЭ), другой в аэропорту Марана (США).
Еще в мае в ГК «Волга-Днепр» начали переговоры с лизингодателем Dubai Aerospace Enterprise (ОАЭ) о возврате Boeing 747 для последующей передачи в финансовый лизинг Etihad. В российской компании полагали, что смогут совместно эксплуатировать эти самолеты, перерегистрировав российскую компанию на новое юрлицо в рамках совместного предприятия. Но пока переговоры так и не увенчались успехом.
«Все будет зависеть от того, найдут ли юристы обеих сторон способ, как эксплуатировать самолеты с учетом наложенных на них санкций США, а также британских санкций против председателя совета директоров грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» Алексея Исайкина», — говорит источник газеты.
На просьбы авиакомпаний, которые те отправили еще в апреле и мае, в профильном министерстве пока не ответили. Собеседники издания полагают, что это можно считывать как негласный запрет на возврат самолетов.
Дело в том, что вывоз самолетов регламентируется приказом Минтранса от 24 марта, но он не распространяется на вывоз за пределы Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Разрешение можно получить только через правительство по согласованию с Минтрансом.
Эксперты считают решение вернуть Boeing 737–8 МАХ и грузовые самолеты — оправданным. По словам директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, в случае с грузоперевозками объем российского рынка мал для эффективной загрузки самолетов. Также он уверен, что не надо оставлять в стране малочисленные широкофюзеляжные А350, потому что «для них нет даже тренажеров».
Ждать положительного решения о возврате Boeing 737–8 МАХ и Boeing 747 не стоит, считает специалист. Причина в том, что техцентр «Аэрофлота» объявил о намерении освоить С-check (одна из сложных форм обслуживания, которая выполняется каждые 24 месяца, что в среднем эквивалентно 7500 часам налета) для этих судов.