В цехе тихо, только время от времени слышны приглушенные хлопки. Это работает пневмопистолет. А вокруг — коробки, коробки — товар ожидает отправки.
Недалеко от входа — пресс-форма, ее покрывают изнутри раствором, чтобы будущая подушка для сиденья не прилипала. В ее составе два компонента, которые, как тесто, заливают внутрь, закрывают на пять минут и ждут, пока под воздействием химической реакции материал, как пена, не заполнит пространство.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
И пора доставать.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
Заготовка холодная и упругая, но только местами. Теперь для завершения «приготовления» по ней нужно пройтись молотком. Натурально, отбить, чтобы распределить компоненты и получить необходимую плотность.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
«Это должно быть мягко, удобно: для эксплуатации. Тракторист же тоже должен работать в человеческих условиях, можно, конечно, поставить стул металлический, который никогда не поломается, но мы делаем все, чтобы человек работал в комфортных условиях», — поясняет технический директор «Севады» Александр Никитин.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
И приглашает дальше, на следующий этап производства — пошив чехлов. Здесь оборудование нехитрое, но его хватает. Огромный стол для раскроя ткани, где в 12 слоев можно раскатать ткань, разместить лекала и разрезать все это мощным ножом. Слева на тумбе лежат уже готовые заготовки с надписью «трактор».
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
Еще пара швейных и одна вышивальная машина — для логотипов. «Чехлы делаем из ткани, кожзама или комбинированные. Сырье российское: текстиль из Тольятти, искусственная кожа из Нижнего Новгорода. Это все автомобильные ткани, основным требованием является износостойкость», — рассказывает Никитин.
Сейчас предприятие обеспечивает сиденьями тракторы, экскаваторы, комбайны, грейдеры, катки, краны, автобусы, манипуляторы по России и Белоруссии. В месяц производят примерно 800 штук. 15% из них идет на экспорт.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
Начиналось все, конечно, скромнее. Основатель компании Сергей Масленников говорит, что капиталом в 2015 году стала 241 тысяча рублей. «Сначала оценили рынок и начали продавать чужие сиденья: они были некрасивые, старого совдеповского дизайна.
— Но на 200 тысяч много-то не закупишь?
— Да, конечно. Но мы как-то старались довести дело до ума. Первый год у нас получился оборот полтора миллиона, сейчас вышли на больше чем 150 миллионов», — говорит Масленников.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
К производству пришли не сразу, спустя три года, в 2018-м. Сначала, рассказывает директор, разработали дизайн, что-то подглядели у иностранных производителей, что-то придумали сами. В итоге производство началось с первого деревянного кресла. «Нам сделали пробную модель, чтобы можно было понять, как это будет выглядеть, потому что одно дело смотреть на компьютере, другое — в реальности. Разработка заняла три месяца», — вспоминает Сергей.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
Упор тогда решили сделать на комфорт. За основу взяли автомобильные кресла из тех, что поудобнее. «У меня тогда Фольцваген был, в нем комфортно сидеть. И было с чем сравнить. До этого ездил на Ситроене и через 300 км уже уставал очень сильно. Ориентировались в итоге на немцев. Спецтехника же, бывает, пашет сутками», — дополняет предприниматель.
Кроме того, первую модель еще отдали на тест-драйв доктору, чтобы он оценил его с точки зрения влияния на здоровье: «чтобы там не пережимались кровотоки и прочее». Только после его одобрения запустили первую партию.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
Сейчас при помощи Центра поддержки экспорта «Севада» пытается освоить еще и Казахстан. Уже удалось договориться о единичных поставках, но в планах — серийные. Но пока по цене обходят основные конкуренты — это китайские производители. «При общении выясняется, что цена сидений от Китая просто нереальная за счет того, что рабочая сила, материалы, электричество — все дешевле, и мы практически неконкурентоспособны. Это касается не только сидений, но и техники. За пару лет доля присутствия российской техники на рынке Казахстана снизилась с 80 процентов до 30», — поясняет руководитель отдела продаж Данил Масленников.
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
Компания — семейная, и название на это намекает. «Долго фантазировали, что придумать, и ночью пришла мысль сложить первые две буквы своего имени и детей. То есть Сергей, Василий, Данил», — говорит Масленников-старший.
И приглашает посмотреть на сборку кресел. За столами крепкие мужчины, натягивают чехол на сиденье, как наволочку на подушку. По сути — это и есть подушка, только из промышленной пены. Дальше крепят металлические детали и довольно быстро продукт готов, причем у него может быть разная «начинка».
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
«Можно установить датчик присутствия оператора, подогрев сиденья. Пневматическую систему подрессоривания, которая защищает сотрудника от вредных вибраций техники, кроме того, могут быть регулируемые по углу наклона подлокотники. Это нишевый продукт, и в этом есть свои сложности. Сначала необходимо согласовать все чертежи, потом поставить на завод опытное изделие, дальше запустить пробную партию и только потом выходить на серийные поставки», — рассказывает Александр Никитин, технический директор «Севады».
![]() Фото: Ирина Смирнова, 66.RU |
---|
Бизнесмены говорят, что сейчас, при «улетевших» ценах на металл и нестабильной ситуации в стране, решили подстраховаться и плотно занялись вторичным рынком. То есть поставляют сиденья не производителям, а тем, у кого кресла в технике пришли в негодность. Это приносит дополнительные 20 процентов дохода. За 2021 год предприятие выпустило больше восьми тысяч сидений — это почти на две тысячи больше, чем в предыдущем.