Контекст такой: весной, когда все коллеги ринулись прикидывать, какие автобренды заменят ушедшие, я тоже кинулся и вспомнил про вьетнамский Vinfast. Который мы ждали еще пару лет назад и который теперь уже, видимо, не дождемся.
Российский рынок для Vinfast должен был стать вторым в принципе (после домашнего) и первым зарубежным. По крайней мере, такие планы мне озвучивали непосредственно вьетнамцы во Вьетнаме. Выглядело логично: для Выонга Россия — что-то вроде второй родины, альма-матер, тут — истоки его бизнеса. К тому же между Россией и Вьетнамом упрощенная таможенная волокита. Казалось бы, все карты в руки Vinfast.
Но Выонг сделал по-другому. Сделал мощно: Vinfast вместо отрицательно растущей России отправился завоевывать самые сложные рынки — ЕС и США. И отправился сразу по-царски: с широкой дилерской сетью во всех странах присутствия, собственным заводом (в перспективе). Но главное — продукт. Фам Нят Выонг отправился в США с электромобилями. Да, на поле Илона Маска и прямо домой к Илону Маску.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Ноябрь'21. Запуск Vinfast в США |
Учитывая текущие реалии на американском и европейском авторынке, амбиции выглядят завышенными, а задача — неподъемной. Но у Выонга вся биография такая. Правда, собирать ее приходится практически по крупицам. В Сети есть только схематичная (и очень глянцевая) страница в «Википедии», да несколько интервью. А все потому, что, несмотря на статус богатейшего человека Вьетнама и персональную страницу в Forbes (411-я строчка), Фам Нят Выонг — человек очень непубличный и скромный. Да, у него есть Bentley, но своим богатством он не отсвечивает и светскую жизнь не ведет (в отличие от многих сокурсников по Московскому геологическому).
Фото: архив 66.RU / фирм-производителей |
---|
Итак, Вьетнам. Конец 60-х — и войны. Отец будущего миллиардера — отставной ПВОшник, мать — скромный торговец чаем. И тут идет первое расхождение: одни источники говорят «уличный продавец», другие — «управляющая чайной лавкой». Не суть: за любой версией проглядывает одно слово — «нищета».
Фото: архив 66.RU / фирм-производителей |
---|
Маленький Фат очень любит математику, а у Вьетнама есть «большой брат». Выонг выигрывает стипендию на обучение в Советском Союзе — поступает на факультет экономики сырьевых материалов Московского геологоразведочного института.
Фото: архив 66.RU / фирм-производителей |
---|
МГРИ сегодня |
Дальше (как в любой биографии 90-х) есть странный пробел: вот — Выонг-студент, быстрая перемотка — и вот Выонг уже открывает ресторан в Украине. Лет примерно пять из биографии — как корова языком слизала. Сам Выонг эти подозрительные странности в немногочисленных интервью высмеивает:
— Когда я вернулся во Вьетнам, говорили, что я мафиози. Потом люди посмотрели, что на мне никаких следов ранений или чего-то подобного, они стали распускать слухи, что я торговал наркотиками. Когда не нашлось подтверждений и этим слухам, появились другие: якобы я умер. Серьезно: каждый год по несколько раз меня «хоронили».
На самом деле странного мало: Выонг в студенческие годы занимался коммерцией, но не так успешно, как впоследствии. Пробовал себя в ресторанном бизнесе, но торговля вьетнамскими куртками оказалась выгоднее. Правда, похоже, несильно: из России Выонг уехал с долгами на $40 000. И, возможно, не уехал, а сбежал, даже не закончив МГРИ. Неудачливый беглый торгаш по уши в долгах? Такое себе, конечно, не зря Forbes и Wiki про это не вспоминают. А вот дальше начинается стремительный взлет Выонга. В Харькове он снова пробовал ворваться в ресторанный бизнес — нашлись какие-то отчаянные люди, которые ссудили ему $10 000.
Фото: архив 66.RU |
---|
О московских ресторанных «успехах» они, видимо, не знали. |
Но по-настоящему выстрелил другой проект — лапша быстрого приготовления по традиционным вьетнамским рецептам. Технологическую линию Выонг вывез с родины, взяв под это дело грабительский кредит — 8%. Только не годовых, а в месяц.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Это был успех. Украинские 90-е все мы можем легко представить, потому что они ничем не отличались от российских 90-х: гиперинфляция, натуральное хозяйство, бартерные отношения — еще не массовый голод, конечно, но где-то около. И тут появляется недорогой питательный продукт, который моментально становится хитом в массах.
Фото: архив 66.RU / фирм-производителей |
---|
О популярности лапши Выонга говорит хотя бы тот факт, что все подобные продукты в Украине до сих пор зовут «Мивиной» (как у нас любой «Биг Бон» — все равно «дошик»). В переводе, кстати, «Мивина» — это просто «вьетнамская вермишель». |
На лаврах Фам Нят не почивает: сверхприбыли от «Мивины» он систематично вкладывает во Вьетнам. С начала нулевых под шапкой «Vin…» там вырастают отели и парки развлечений. Самый крупный из них — Vinpearl — на острове близ Нячанга. По размерам он сильно превышает Ferrari World в Абу-Даби, по наполнению — не уступает испанской «Порт авентуре». Чтоб вы понимали размах: к острову ведет самая длинная в мире канатная дорога над морем — 3,3 км.
В конце «нулевых» Фам Нят продает свой украинский бизнес гиганту Nestle и всецело сосредотачивается на малой родине. Основной интерес — недвижимость, деловая и рекреационная. Позже в списке появляется вообще все вплоть до фармы, а в 2017-м Выонг с ноги открывает дверь еще и в автомобильную индустрию.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Один из моллов Vin Group |
Все как у больших ребят: для начала — стенд на Парижском автосалоне, небольшая, но уверенная линейка автомобилей, созданных в кооперации с GM (лицензионный Opel Karl) и BMW (перелицованные 5 серия и X5).
На этом Выонг не остановился, продолжая вышибать двери с ноги:
К делу Vinfast подошли очень основательно: на позиции топ-менеджеров переманили опытных спецов (в том числе из GM), в США собираются строить автозавод, а во Вьетнаме уже строят собственный завод по производству тяговых аккумуляторов — размах, немыслимый для других амбициозных люксовых проектов стран третьего-пятого мира (привет, Aurus из Елабуги).
А таких проектов у него — еще на две человеческие жизни наберется. Выонг ставит амбициозную цель построить на родине свои Сингапур и Гонконг, финансово-деловые центры мирового размаха. Не для себя — для Вьетнама:
— Деньги — это средство достижения целей. В ранние годы я смотрел на них как на средство к существованию — я работал и зарабатывал, чтобы обеспечить родителей. Когда денег стало больше, я захотел более комфортных условий для себя и своей семьи. Чем старше я становился, тем больше смотрел на свою работу как на страсть. А сейчас фокус сместился на мысль: что я могу сделать для жизни? Hyundai и Toyota смогли построить мощный индустриальный бренд. Почему Вьетнам не может? Пусть это будет не бренд № 1, но мировая компания из числа «Топ-5» или «Топ-10».
Фото: фирмы-производителя |
---|
Проект VinUni, университета Vin Group в Ханое |