Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах

10 июня 2022, 09:59
Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах
Фото: предоставлено 66.RU героями публикации
Свердловская область лидирует по числу глэмпингов на Урале: здесь около 50 площадок. Глэмпинг — это комфортные домики на природе, которые начали активно строить после начала пандемии в 2020 году. 66.RU разобрался, кто и как строит глэмпинги, как выглядят домики и почему туристы готовы платить десятки тысяч за такой отдых.

Суеты нет

Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах
Фото: предоставлено 66.RU героями публикации

В радиусе 50 километров от Екатеринбурга работает 88 баз отдыха (в эту категорию входят глэмпинги). Два года назад действовало 65 организаций, рассказали 66.RU в 2ГИС. По оценке тревел-блогера Евгении Пряхиной, в Свердловской области существует более 50 глэмпингов. По данным «Яндекс.Карт», регион находится на пятом месте среди регионов России, жители которых чаще всего ищут в мобильном приложении глэмпинги (после Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Краснодарского края и Татарстана). В период с января по май в 2022 году число поисковых запросов о глэмпингах в приложении «Яндекс.Карт» выросло шесть раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Бизнесмен, экс-владелец чебуречной «Время Ч» Антон Чурбанов давно мечтал переехать за город с женой Снежаной и «осесть где-то в глубинке». Год назад супруги открыли для себя локацию возле реки Исети под Большебрусянским на юго-востоке от Екатеринбурга на месте бывшего пионерлагеря — и «так влюбились», что решили начать бизнес.

Антона и Снежану вдохновил крымский друг, который строит и сдает домики в аренду на полуострове. «Мы подумали: было бы круто открыть такое же дело на Урале, где движуха круглый год, а не только летом», — объясняет Чурбанов. Он никогда не занимался строительством, поэтому над проектом пришлось долго работать. «Мы прокладывали канализацию, проводили водоснабжение и электричество. Постройка домов тоже шла непросто. Но, как ни странно, за этот год мы с женой стали дружнее и сплоченнее», — говорит он.

30 апреля 2022 года они открыли глэмпинг «Суеты.нет. Или где спят бобры». Чурбанов уверяет, что на реке «тусят бобры», а рядом «бегают кабанчики». В глэмпинге расположилось восемь домов, но сдают только семь — в одном из них живут Антон и Снежана. Пять домов рассчитаны на двух человек, еще два — на четверых. В комплексе работают две бани с сибирскими чанами. «Главная фишка нашего проекта в том, что домики стоят на сваях, на скале. Складывается ощущение, будто они парят. А перед каждым одномодульным домом натянута двухметровая сетка, на которой можно лежать», — говорит Чурбанов.

В ближайшем будущем в «Суеты.нет» планируют сделать спуск к реке, облагородить зону возле воды, поставить лежаки и приобрести сапы, поставить каркасный бассейн и качели, обустроить небольшой детский городок.

Лесная фотостудия, сушилка для обуви и глэм-палатка

Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах
Фото: предоставлено 66.RU героями публикации

Глэмпинг — это кемпинг, который располагает всеми удобствами городской квартиры. Такой вид отдыха нравится тем, кто не может находиться на природе вдали от цивилизации, рассказывает Евгения Пряхина. В типичном глэмпинге есть кровать с мягким матрасом и ортопедическими подушками, чистое постельное белье, обогреватели и теплые полы, мебель, предметы интерьера и аксессуары, душевые кабины и теплые туалеты. Также необходим удобный подъезд, парковка, место для приготовления пищи и территория для отдыха. Основные виды и формы домов — деревянные экодомики, а-фреймы, дома с национальным колоритом (юрты), сафари-тенты, купольные домики. «Я поймала тренд на глэмпинги два года назад, когда в Свердловской области появился первый глэмпинг — Eco Park Canada, рядом с Нижними Сергами. До этого, путешествуя, сталкивалась с проблемами при размещении — старые турбазы часто не отвечали элементарным требованиям», — рассказывает Пряхина.

Татьяна Полевова — владелица Eco Park Canada, работающая в ивент-сфере — вспоминает, что хотела построить банкетный зал для свадеб на природе. Из этой идеи в итоге вырос глэмпинг с четырьмя гектарами леса и пирсом на берегу реки, двумя деревянными домами на восемь номеров, пятью сафари-тентами, летним банкетным залом. «Мы стараемся выделяться на рынке, поэтому, например, придумали лесную фотостудию с почасовой арендой. Для фото можно использовать глэм-палатку, старую лодку на берегу, канатную качель под кроной дерева, гамаки», — рассказывает Татьяна Полевова.

Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах
Фото: предоставлено 66.RU героями публикации

Другой глэмпинг — «Красивое место» — открылся в октябре 2021 года в парке «Оленьи ручьи». «У нас, как ни странно, не было проблем с юридическим оформлением. К тому же мы делали временные сооружения без капитального фундамента. Сами подводили инженерные коммуникации. Мы за счет своих средств и инвестиций капитализировали собственность парка. Администрация была только за», — рассказывает владелец глэмпинга Кирилл Замахин.

В «Красивом месте» обустроили две зоны — теплые скандинавские домики и летние сафари-тенты. Планируют добавить купольные дома. Выделяться среди конкурентов пытаются благодаря «мелочам». «Мы с женой много путешествуем по миру и внимательно изучаем отели. У одного заимствовали идею приветственного комплимента — яблоко и апельсин, у другого — женский гигиенический набор, у третьего — сушилку для обуви», — говорит Кирилл Замахин. Соседство с развитым природным парком позволило сэкономить на активностях: рядом располагаются туристические тропы, кафе и прочая инфраструктура.

«Строительство глэмпингов быстро окупается»

Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах
Фото: предоставлено 66.RU героями публикации

Крупнейшая свердловская база отдыха с глэмпингами — ТАО «Берег» — выросла из серф-станции в трехэтажный смарт-отель со стандартными, семейными и люксовыми номерами и лобби-баром, домиками-сьютами и гриль-домиками, которые используют в качестве массажного кабинета и всесезонных глэмпингов.

«Берег» продвигает смарт-концепцию и осознанное потребление. В каждом домике есть умная колонка «Алиса», которая может включить свет, телевизор и музыку. В работе используют минимум пластика и сенсорные диспенсеры с мылом и шампунем. Меню в баре можно прочитать по QR-коду. «Мы создаем продукт, который по уровню сервиса и комфорта не уступает международным отелям», — подчеркивает Ольга Исаева, управляющая ТАО «Берег».
Номерной фонд «Берега» рассчитан на 70 человек. Всего на территории в летний период могут отдыхать до 600 человек на разных локациях и пляжах. Пик загрузки приходится на выходные и жаркую погоду. «В дни, когда падает загрузка, стараемся привлечь гостей динамическим ценообразованием и специальными пакетами», — говорит Исаева. Например, в холодное время года на «Берегу» действовала программа «Удаленка на берегу» — сниженный ценник для фрилансеров.

Все собственники глэмпингов, с которыми мы поговорили, подтверждают: заполняемость в будние дни и в плохую погоду — ключевая проблема индустрии. Ее пытаются решать с помощью специальных предложений и бонусных программ. «Клиентов также можно завлечь водными активностями — сапбордами, байдарками, купанием, рыбалкой. Зимой — коньками, лыжными прогулками и другими зимними активностями. Еще есть спа-процедуры, джакузи, бани», — перечисляет Евгения Пряхина.

По словам Кирилла Замахина, глэмпинг на десять домов может стоить от десяти миллионов рублей. «Есть два варианта реализации глэмпингов. Первый — когда человек работает как самозанятый. Тогда для заработка и самоокупаемости достаточно трех локаций. Второй — с наемным персоналом. Нужно не меньше пяти домиков, а для коммерческого успеха — от десяти. Такой проект может окупиться за три года», — говорит он.

Бизнесменов глэмпинги привлекают именно быстрым сроком окупаемости. Но пока это только на бумаге. «Всем свердловским глэмпингам сейчас один-два года, и пока ни один из них не окупился», — считает Евгения Пряхина

Но не все собственники позиционируют свой проект как бизнес. «Я никогда не рассматривала это как бизнес, даже финансовый отчет не веду. Я живу внутри этого проекта, общаюсь с каждым гостем, и тем самым я завожу и друзей», — говорит Татьяна Полевова.

«Люди готовы платить за комфорт на природе»

Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах
Фото: предоставлено 66.RU героями публикации

Президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев считает, что глэмпинги — это перспективный вид отдыха, который поддерживают на уровне Ростуризма. «Но эта сфера не может развиваться отдельно от туризма, в который, к сожалению, за последние десять лет не вкладывались на должном уровне. Именно поэтому индустрия глэмпингов находится в зачаточном состоянии», — говорит Мальцев. «В основном глэмпинги строят те, кому финансово сложно строить гостиницы и мини-отели. Поэтому здесь важно государственно-частное партнерство», — резюмирует он.

Основная аудитория глэмпингов — это молодые люди с доходом выше среднего, которые интересуются осознанным отношением к жизни, полагает Ольга Исаева. «К нам приезжают либо «одиночки», либо пары, семьи с детьми. Всех объединяет желание убежать от толпы и суеты», — говорит Кирилл Замахин. При этом он считает, что люди, которые отдыхали на западных курортах, не будут массово интересоваться глэмпингами («если человек привык отдыхать на море, то найдет способ туда попасть»).

«В Челябинской области и Пермском крае глэмпинги начали строить в прошлом году, там отстают от Свердловской области на год-два. Уровень дохода населения чуть ниже, чем в Екатеринбурге. По трендам Екатеринбург ближе к Москве и Питеру. Люди здесь готовы платить за комфорт на природе», — полагает Евгения Пряхина. Цены за одну ночь в типичном свердловском глэмпинге начинаются от четырех тысяч рублей.

Уехали из города и открыли бизнес в лесу. Как на Урале зарабатывают на глэмпингах
Фото: предоставлено 66.RU героями публикации

«Сначала для меня было загадкой, почему гости готовы платить большие деньги за купольную палатку. Теперь я поняла, что им нравится романтика. Раньше наши родители ходили в походы, пели песни у костра с гитарой, варили уху. Сейчас всего этого не хватает в нашей жизни, поэтому люди начинают подсознательно тянуться к истокам. Глэмпинг дает не только это, но и современный уровень комфорта», — говорит Ольга Исаева.