Герой свежего выпуска «Изнанки бизнеса» — поставщик продуктов и непродовольственных товаров. По просьбе корреспондента 66.RU, на условиях анонимности он описывает, как устоявшиеся «серые» связи помогают незримым участникам товарного рынка наполнять прилавки товарами, избавить нас от которых должны были самые масштабные в истории экономические санкции.
Фото: Скрин 66.RU, кадр из мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля», «Киевнаучфильм», 1980. |
---|
Контрафакт и контрабанда — разные понятия. Контрабанду нелегально ввозят. Контрафакт — нелегально производят. В силу «низкого» происхождения ввезти и продать контрафакт (проще говоря, «паленку») легально невозможно. Но не всякая паль — контрабанда: «серых» производителей кроссовок, шурупов, водок и вин хватает здесь. Также и не всякая контрабанда — паль. Треть ценника на импортные товары составляет таможенная пошлина. Этот налог, как и любой другой, сам по себе порождает соблазны его обойти.
И контрабанду, и контрафакт можно найти на ближайшем оптовом рынке. Продают «серый» товар в основном своим: те разбрасывают его по розничным точкам. Разумеется, свои знают, что берут. Разница в стоимости с «оригиналом» зависит от товара. На паленом чае много не наваришь. Водка, вермут, виски — другой рассказ: ценник различается кратно, особенно если тара сделана «под оригинал».
Выгоднее всего гонять сигареты. Акциз в России бешеный, хотя и не дотягивает до европейского. В странах СНГ пачка любой марки стоит в два-три раза дешевле, чем здесь. Чаще всего везут из Белоруссии. Сюда, на Урал, иногда попадает Казахстан. Бывают и экзотические варианты, например, Иран.
Провозят по-разному: в шинах, в мешках с макаронами, в баулах с шерстью, даже среди упаковок с презервативами. Часто таскают блоками на себе, особенно зимой. Слышал, что на Запад перегоняли под водой: аквалангисты курсировали туда-обратно по дну Двины. Еще одни умники соорудили катапульту: блоками метали через границу. Активно используют дроны.
Фото: Скрин 66.RU, кадр из мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля», «Киевнаучфильм», 1980. |
---|
Сложнее со спиртным. Если легальную табачку можно прогнать по «серой» документации, то с безакцизной водкой лазеек нет никаких. У нас, конечно, до «водкопровода» не додумались (хотя, кто знает?), но изобретений хватает: от «тайных комнат» в фурах — до моторных лодок на радиоуправлении.
Контрабандисты умеют выстраивать мобильные, разветвленные, взаимозаменяемые товарные цепочки. Торговые связи отлажены по обе стороны границы: «серую» продукцию надо сначала незаметно купить, потом незаметно продать. Потому для тех, кто ни дня не работал «в белую», санкции — не трагедия, а возможность.
Пользоваться ей начали сразу. Сначала везли «санкционку» по мелочи для своих. Потом свои подтянули своих (тех, кто раньше брезговал рынками), и в данном случае это не возбранялось. Грузы-то чистые: те же товары, просто сделанные для других стран. Никаких дронов, катапульт и туннелей.
Конечно, вместе с оригиналом поехала паль. Раньше за качество ручался официальный дистрибьютор. Теперь среди всей этой неразберихи простому покупателю остается надеяться исключительно на репутацию продавца. К сожалению, продавцу точно так же остается надеяться на репутацию посредника. А безупречная репутация и оплачивается безупречно.
Фото: Скрин 66.RU, кадр из мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля», «Киевнаучфильм», 1980. |
---|
Везут все: «Адидас», «Мартини», «Нескафе», «Сони», «Интел». Заказчику достаточно предоставить конкретный список и наличные. Расчет с россиянами — только в рублях. На другой стороне их берут неохотно, потому приходится через тысячу чертей перегонять их в доллары или местную валюту. Хороший способ — крипта, но надо быть готовым к минимум трехпроцентной комиссии.
Рано или поздно они заметят аномальный рост продаж на соседних с Россией рынках. Думаю, уже заметили. Придумают какую-нибудь очередную подлянку? Возможно. Но тот же «Эппл», авторизацию которого «голова» может блокировать дистанционно, пока ввозится и нормально работает. О кроссовках в этом ключе и говорить бессмысленно. Главное, чтобы свинью не подбросили наши родные законотворцы. Они это умеют.
О «серых» перевозках нашей продукции на Запад я пока не слышал. При желании это можно устроить. Давайте все-таки похвалим российскую таможню: европейским она даст фору. Авиаторы, набившие руку на работе с нашими, на той стороне не попадутся. Сбыт тоже не проблема, лишь бы был реальный спрос. Так что сказки про «навсегда закрытые рынки» смело оставляем политикам.