Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Раньше мы были вынуждены отдыхать в других местах». Кризис 2022 года пошел на пользу уральскому туризму

внутренний туризм хлопок рубля
11 мая 2022, 10:00
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Жители Екатеринбурга ищут альтернативы привычным туристическим маршрутам. Кризис весны 2022 года, обернувшийся политическими, логистическими и финансовыми ограничениями, поддерживает тренд на развитие внутреннего туризма, заданный два года назад пандемией COVID-19. В Свердловской области привлечь серьезные инвестиции на развитие туристической инфраструктуры пока не удается, однако региональный рынок активно осваивают новые, относительно некрупные игроки.

Южное и зарубежное туристические направления ограничены с начала весны. Российский юг готов принимать гостей только в Сочи — аэропорты Анапы, Симферополя, Геленджика, Краснодара и Ростова-на-Дону по-прежнему закрыты. Потенциальный выезд за границу оборачивается еще большими сложностями (рост цен на билеты, очереди за валютой и паспортами и пр.). При этом раньше эти два варианта были востребованы екатеринбуржцами в первую очередь.

«Исторически сложилось, что мы вынуждены были ориентироваться на отдых вне территории нашей области. Во-первых, есть великолепный аэропорт Кольцово с прекрасной разлеткой и инфраструктурой (в разное время 18 зарубежных компаний летало). Вторая весомая причина — неверная стратегия курирующего министерства в последние восемь лет», — посетовал президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

По словам Мальцева, Свердловская область практически не включена в федеральные и международные туристические маршруты. Кроме того, под региональные проекты фактически не удалось изыскать федеральные средства. Наконец, провалилось строительство загородной инфраструктуры и отелей в рамках государственно-частного партнерства.

Михаил Мальцев, президент Уральской ассоциации туризма:

«Раньше мы были вынуждены отдыхать в других местах». Кризис 2022 года пошел на пользу уральскому туризму

— Эти изъяны привели к отсутствию фактической конкуренции. Результатом стали высокая стоимость [размещения] и очень низкий сервис в большей части загородных объектов. Мы не только не можем привлекать гостей на летний период, мы не можем обеспечить [отдых] жителям нашего города. На данный момент никаких прорывных туристических объектов у нас нет.

Заметные успехи в санаторно-курортной сфере (санатории «Леневка» и «Обуховский»), а также работа небольших отелей и кемпингов таким образом растворяются на общем негативном фоне, полагает Мальцев. Сложившаяся конъюнктура сама по себе располагает к развитию отрасли, но представить горожанам варианты здесь и сейчас рынок фактически не в состоянии. Профильным чиновникам и ассоциациям предстоит тяжелая и кропотливая работа над ошибками.

Пессимизм главы ассоциации туризма не разделяют опрошенные 66.RU малые и средние предприниматели, многие из которых зашли на туристический рынок в последние два года. Так, «результативная» зима и плотные майские праздники вселяют уверенность в успехе в предстоящий жаркий сезон.

Ольга Исаева, управляющий ТАО «Берег»:

— В майские праздники — стопроцентная загрузка. Гости звонят и просят номера, но мы просто вынуждены отказывать. На лето простоев не ожидаем. Думаю, мы будем заполнены даже больше, чем в прошлом году, поскольку тогда у нас были введены не все мощности. Конечно, у нас большое преимущество — мы расположены около водоема.

Хорошие результаты демонстрируют и объекты, лишенные доступа к водным объектам. Для продвижения такого отдыха уральские предприниматели используют «лесную» тему. Эффект новизны и нестареющий тренд на «тягу к родной природе» пока обеспечивают пристойные показатели.

«В жизни нашего проекта это первые майские праздники. Бронирований достаточно, ничего не простаивает. У нас в принципе востребован комплекс — вне зависимости от того, открыты «юга» или нет. Так что мы всегда готовы и ждем гостей», — рассказали в администрации глэмпинга «Сила Леса» (Первоуральск).

Ключевым фактором успешности бизнеса в весенний и зимний сезоны предприниматели называют погоду. Аномально жаркое уральское лето минувшего года провоцировало горожан едва ли не на еженедельные загородные поездки. Бизнесмены надеются, что в этом году сценарий повторится.

Добавим, что, по данным сервиса hh.ru, отпуск на Урале планируют провести только 5,3% жителей Свердловской области. Большинство (31%) хотели бы отправиться в Турцию, 26% — на Кипр или в Египет. Самым востребованным для туризма российским регионом остается Краснодарский край (25%). В лидерах также Крым (12%) и Калининградская область (11%).

Григорий Лейба