Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

С Нового года туроператоров ждет разорение

27 октября 2008, 15:44
Российские туроператоры признают, что последствия экономического кризиса уже сказываются в сфере туристического бизнеса.
Спрос на услуги быстро падает и в новом году многие компании ждет банкротство. Отказ россиян от поездок за рубеж порождает призрак нового "железного занавеса".

Быстрее всего отток клиентов идет на дорогих направлениях, связанных с экзотическими предложениями и горнолыжными турами. Причем, по данным некоторых экспертов, кое-где падение спроса составляет 40 процентов, пишет газета "Ведомости".

Клиенты семьями и даже целыми крупными компаниями уже отказываются от поездок за рубеж, избавляясь от "непрофильных расходов". Ситуация все больше напоминает времена начала холодной войны и изоляции, хотя в данном случае она, прежде всего, вызвана объективными экономическими причинами.

По словам гендиректора "РЖД-тура" Дмитрия Горина, спрос упал примерно на 15%. А на рынке дорогих предложений падение достигло 25%, утверждает президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов.

Менее заметны кризисные явления для тех, кто специализируется на зимнем туризме и у кого сейчас наступил пик сезонных продаж. Однако даже тут ощущается спад. "Снижение стало заметно около двух недель назад, пока оно незначительное: не более 10%", - говорит гендиректор компании "Эрцог", специализирующейся на зимних видах туризма, Михаил Мусинянц.

"В последние две недели продажи на ближайшие даты и на Новый год упали на 30-40%, причем не только в России: у европейских фирм те же проблемы", - добавляет президент "Натали турс" Владимир Воробьев.

По словам Воробьева, его компания пока не терпит убытков: сезон еще не наступил и туроператору удалось без штрафов скорректировать полетные и гостиничные планы. Однако этим относительным благополучием могут похвастать не все.

"У нас есть финансовые потери по авиабилетам и гарантированным местам в отелях, которые приобретались заранее на собственные средства компании", - признает гендиректор турфирмы "Нева" Максим Пирогов. Размер убытков он не стал раскрывать.

Компании формируют сезон минимум за полгода, примерно половина туров продается по заранее выкупленным блокам мест у авиакомпаний и гостиниц, другая половина - под запрос. По словам Арутюнова, предоплата составляет примерно 15-20% от выручки компании.

Гендиректор турфирмы "Роза ветров Нижний Новгород" Мария Свиридова утверждает, что для туристического бизнеса финансовый кризис наступил вообще в мае, когда начало дорожать горючее. Лето было провальным, потому что авиаперелет составляет от 25 до 50% стоимости многих туров экономкласса.

Бояться нужно не сегодняшнего снижения спроса, а весны, считает Горин. "Те, кто запланировал новогодний отдых, поедут даже в кризис - отдохнуть как в последний раз, - надеется он. - А вот после Нового года туристический рынок накроет кризис - "глубины продаж на этот период практически нет"".

Обычно спад турпотока после Нового года турфирмы компенсируют за счет корпоративных клиентов, но в этот раз так вряд ли получится: корпорации начали урезать расходы на персонал. "Выездной корпоратив заморозят до лучших времен, мы ожидаем снижения спроса на event-услуги не менее чем на 80%", - указывает президент "Маркет груп" Сергей Моисеев.

Пессимистичные прогнозы туроператоров уже подтверждают в руководстве некоторых крупных компаний-клиентов. Например, затраты на зарубежные и российские поездки сотрудников "Вымпелкома" с 2009 года будут сокращаться, говорит пресс-секретарь компании Екатерина Осадчая.

Корпоративные поездки относятся к непрофильным расходам, на них компания будет экономить в первую очередь, говорит директор по связям с общественностью "Техносилы" Надежда Сенюк. А сотрудник Danone утверждает, что решение сократить число зарубежных выездов для работников компании (в том числе на семинары и конференции) уже принято.

"Мы отказались от нескольких заграничных поездок", - признается гендиректор "Нижфарма" Дмитрий Ефимов. А по словам гендиректора торговой сети "Эксперт" Кирилла Новикова, компания отменила новогоднюю поездку сотрудников во Вьетнам.

Участники туристического рынка ждут банкротств. "Думаю, после 20-х чисел января начнутся разорения компаний. Некоторые туроператоры не один год работают в минус, однако за счет наращивания оборотов им удавалось оставаться на плаву", - рассуждает Воробьев из "Натали турс". Он считает, что при сильном снижении турпотока покрыть убытки будет уже невозможно.

Смерть ждет прежде всего экзотические и дорогие направления, добавляет Арутюнов из "Интуриста". "Наступает звездный час для направлений не дороже тысячи долларов - Турция, Египет, Болгария, Тунис, причем будет отток из пятизвездочных отелей в трех-, четырехзвездочные", - полагает он.

Однако Арутюнов советует туристам опасаться демпинговых цен. "Возможно, это последние деньги, которые недобросовестные операторы соберут с клиентов, перед тем как исчезнуть", - предупреждает эксперт.