Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Законопроект о национализации иностранного бизнеса поставили на паузу

Санкции
11 апреля 2022, 12:32
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Многие зарубежные компании либо покинули российский рынок, либо приостановили свою деятельность в стране после начала военной спецоперации на Украине. Проект закона о введении в них внешнего управления вызвал споры. Его принятие отложили, сейчас над документом продолжают работать ведомства.

В разработке находится, в частности, механизм по возвращению иностранных компаний в страну, пишут «Известия» со ссылкой на три источника в правительстве.

Многие зарубежные компании декларировали свой уход, но продолжают соблюдать все обязательства и ведут переговоры. Поэтому правительство намерено оставить законопроект о внешнем управлении на крайний случай.

«По большинству компаний мы пока не видим никаких конкретных шагов, кроме деклараций. Даже те, кто приостановил свою деятельность, например, закрыл магазины или рестораны, зачастую не разрывают договоров по аренде, продолжают выплачивать положенные в таких случаях деньги сотрудникам», — пояснил один из собеседников «Известий».

Большинство организаций постоянно находятся в переговорах с российскими ведомствами. В пример источники приводят IKEA, которая после приостановки деятельности не распродает запасы оптово-распределительных центров.

«Пока мы видим желание иностранных компаний, невзирая на приостановку деятельности, договариваться и выполнять обязательства перед работниками, не имеет смысла запускать такой серьезный механизм. Он есть, правительство показало, что решение в случае ухода иностранных компаний имеется, но пока не время обострять ситуацию, вынимая главный козырь», — рассказал другой собеседник издания.

Законопроект «О внешней администрации по управлению организацией» разработали в марте этого года в ответ на заявления об уходе из России зарубежных компаний. Он предполагает, что в случае прекращения зарубежного руководства в организациях с долей иностранной собственности от 25% в них временно (от трех месяцев) введут внешнее управление. Управленца определят корпорация ВЭБ или Агентство по страхованию вкладов. На базе этих организаций могут также создать новые компании или начать процедуру банкротства.

Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) предположил, что разработка законопроекта «забуксовала» в том числе и потому, что стало понятно: «мы вряд ли сможем управлять компаниями так, как это делали собственники».

«Предприятие — это целая система, которая связана с зарубежным сырьем, она настроена на определенную логистику, технологии. Если это разрушить, то ничего не выйдет, мы не сможем сделать гамбургер по цене, которую ставил «Макдональдс», — подчеркнул собеседник.

Он заявил и о рисках для «дочек» российских компаний за рубежом столкнуться с подобными мерами.

РСПП предложил дополнить законопроект механизмом возврата на российский рынок иностранных компаний. Представитель организации назвал среди возможных вариантов обратный выкуп активов.

По мнению главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина, внесение документа стоит приостановить, чтобы дать зарубежным компаниям возможность договориться о разумных условиях индивидуально.

Политолог Дмитрий Орлов считает, что позиция властей по проекту закона фактически отлагательная: «Она обусловлена в целом адекватными решениями владельцев бизнесов, направленных на сохранение предприятий и рабочих мест даже в условиях временного прекращения деятельности. Можно предположить, что дальнейшая реакция правительства в сфере введения внешнего управления будет дифференцированной, основанной на реальной политике компаний. Эскалация отношений с иностранным бизнесом — пока явно не главный акцент правительственного курса».

Адвокат Дмитрий Якушев полагает, что такой закон способен сдерживать иностранцев от ухода с российского рынка. Но документ получился недоработанным — ему не хватает прозрачности и четкости условий.

«Основания для введения внешней администрации довольно абстрактны, не учитывается реальное положение дел внутри бизнеса, например рентабельность продолжения деятельности в России. Не были урегулированы вопросы, пересекающиеся с возможным банкротством компаний», — объяснил Дмитрий Якушев.

В правительстве и Минэкономразвития комментировать ситуацию отказались. В пресс-службе Госдумы переадресовали вопросы к партии «Единая Россия», но там тоже до сих пор ничего не ответили. Из числа крупнейших зарубежных компаний «Известиям» ответили только в H&M, но и там предпочли воздержаться от предложений и комментариев по этому поводу.

Росина Мирясова