Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Культура отмены несет бизнесу непредсказуемые риски. Сегодня наказали русских, завтра пострадают другие

25 марта 2022, 13:30
Колонка
Культура отмены несет бизнесу непредсказуемые риски. Сегодня наказали русских, завтра пострадают другие
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU
Управляющий партнер «Инбокс Маркетинг» Даниил Силантьев — о новой этике, которая делит глобальный интернет на «маленькие загончики».

Признайтесь, похихикивали украдкой над новостями про «культуру отмены» в Штатах или Европе? Это когда в чулане у известного актера нашли грешки (или прям грехи) молодости и тут же объявили ему общественный остракизм еще до судебного вердикта. В наших краях такое не проходило. Вспоминается только попытка приструнить одного из депутатов Госдумы за неуемную тягу к молодым журналисткам, но и она закончилась примерно ничем. И вот внезапно оказалось, что «культура отмены» — это не только про старых развратников, но и вполне себе про бизнес.

Про наш бизнес. Потому что бизнес-этика изменилась.

Мы занимаемся CRM-маркетингом — настраиваем автоматические коммуникации между компанией и ее клиентами по разным каналам (email, смс, чат-боты, мобильные/web-push и прочее). Для нашей индустрии спецоперация на Украине стала особенно болезненной.

Речь идет о технической стороне дела. Автоматизацию маркетинга, возможность хранить контакты заказчиков и актуальную информацию по всем базам обеспечивают специальные сервисы. Украинские сервисы, такие как eSputnik или SendPulse, традиционно занимали большую долю на российском рынке: денег в соседней стране всегда было меньше, чем у нас, — о повторных продажах и их автоматизации там вспомнили раньше. А учитывая отличный ИТ-бэкграунд, украинские компании предоставляли лучшее предложение в соотношении цена/функционал и успешно конкурировали с российскими и американскими компаниями.

В последних числах февраля украинцы стали предупреждать — сначала о приостановке продаж в России, а позже и об отказе от сотрудничества с клиентами. О том, что отношения прекращаются, владельцы сервисов практически всегда оповещали заранее и давали время на эвакуацию данных. Мы принимали это как само собой разумеющееся. По сути, это форс-мажор. Дальнейшая совместная работа сопряжена с рисками для обеих сторон — там не одобряют работу на российских заказчиков, тут можно получить срок за попытку оплатить услуги партнера по другую сторону границы. В общем, максимально корректно разошлись. Может, и без добрых пожеланий, но и без проклятий.

Совершенно иначе повели себя сервисы американские — однажды утром российские пользователи Mailchimp обнаружили, что их аккаунты (оплаченные, с клиентскими данными, с накопленной статистикой и аналитикой) превратились в тыкву. Крупный бизнес этим сервисом пользовался мало — пострадали мелкие интернет-магазины, небольшие b2b-компании и другой малый бизнес. Причем так поступил не только Mailchimp.

В нашей логике, как, кстати, и в украинской, бизнес исполняет свои обязательства до последнего. Мы живем в этой парадигме, на этом построены рассказы об успешном бизнесе. Эксперты всегда учат — чем выше уровень доверия, тем эффективнее работает бизнес в целом.

Этика же «культуры отмены» обнуляет обязательства к «провинившейся» стороне. Причем вина доказательств не требует и вполне может состоять, например, в самом факте национальной принадлежности. Для нас это странные и нерациональные действия, для них — морально оправданный поступок и социально одобряемое действие. В целом рациональное зерно там тоже есть — сохранить реноме на основном рынке важнее, чем остаться в хороших отношениях с потребителями на рынке маргинальном. Но для нас абсолютное условие работы — это выполнение обязательств, а для них — соответствие тренду. Пока их трендом был BLM, борьба за права уйгуров или за экопроизводство, мы могли их игнорировать, но теперь остаться в стороне не получится.

Как мы будем жить с этим дальше?

Продолжим процесс разделения глобального интернета на отдельные национальные загончики. Раньше в этом были заинтересованы только государства, а теперь еще и бизнес. Раньше мы выбирали лучший сервис на планете, а теперь — тот, в позиции которого мы уверены. Внезапно страна происхождения сервиса стала его конкурентным преимуществом. Мы этого не хотели, мы до последнего пытались вести себя так, будто вокруг нас все еще прекрасный интернет прошлого — единый и неделимый. В том, что его сломали, виноваты не только диктаторы.

Как пользователи мы потеряли часть возможностей. Внутренние сервисы лишились конкурентного давления — теперь можно дороже продавать менее качественные услуги.
Новая этика бизнеса касается не только России, но и других стран второго/третьего мира.

Сегодня причиной разрыва стала военная операция на Украине, а завтра условная Бразилия пострадает из-за вырубки лесов в Амазонии.

Риск выстрелил для всех.