Всякий раз, проходя мимо бездомного, я ловил себя на желании помочь, но мысленно говорил ему: возьми себя в руки и иди работать, что ты сидишь тут с баночкой? И была еще одна причина. Когда родился сын, я понял — мне важно, в каком мире он окажется — безопасном, доступном, дружелюбном или нет. Дальше я стал размышлять, чем я могу помочь, будучи тем, кто я есть. И понял — нужно делать что-то социально значимое именно в той области, где ты профессионал. Тогда ты реально видишь, какой будет польза от твоих действий. Грубо говоря, ты не можешь быть уверен, что человек с протянутой рукой не потратит полученные деньги на водку, а в своей сфере тебя никто не обманет. Так появился социальный проект «Младший брат» — моя компания бесплатно устанавливает видеонаблюдение в школах и детских садах Екатеринбурга и Свердловской области. Запустили мы его в 2019 году и к сентябрю 2021-го оборудовали уже 17 школ и детских садов.
В какой-то момент ты начинаешь искать дополнительные смыслы. В юности (тогда еще) телевизор, реклама и общество потребления задавали тебе материальные ориентиры. В целом это неплохой мотиватор, но с рождением детей понимаешь: главное в жизни — это не вещи. Поневоле задумываешься — кто ты в своих глазах, и понимаешь, что быть мелким бизнесменом недостаточно, хочется совершить нечто большее. А поскольку я верю в теорию малых дел, то решил начать с себя и своих скромных возможностей по улучшайзингу окружающего мира.
Зачем социальные проекты нужны обществу?
Цель — сугубо практическая. В моем случае это стремление создать пассивную безопасность детей в школах и детских садах. Само наличие видеокамер снижает вероятность нежелательных инцидентов. Система наблюдения может выступать неким арбитром в споре между учеником и учителями, дисциплинировать и мотивировать школьников, чтобы соблюдали правила — не били стекла, не курили за углом. Многим родителям тревожно отдавать маленьких детей в ясли, и система видеонаблюдения позволяет им убедиться, что все под контролем. Понятно, что любой социальный проект должен нести пользу обществу в целом, иначе какой в нем смысл?
Для бизнеса это хороший способ заявить о себе. Если посчитать затраты на такой проект и сравнить со стоимостью бесплатных публикаций, эфиров и новостей, получится, что реклама обошлась бы раза в три дороже. Плюс к тому, проект постоянно позволяет генерировать контент для соцсетей вашего бизнеса и создавать новую коммуникацию с клиентом. Мы иногда сами вручаем благодарственные письма своим заказчикам — мол, спасибо, что выбрали нашу компанию, это помогло нам оборудовать еще одну школу.
Об этом стоит упомянуть отдельно. Если бы ко мне пришли маркетологи и сказали: вам нужно вложиться в узнаваемость бренда, я бы рассмеялся им в лицо. В переводе на язык малого бизнеса это значит выкинуть деньги на ветер. Но в случае с социальными проектами система начинает работать автоматически. В какой-то момент цитируемость и упоминания вашей компании перерастают в узнаваемость бренда и доверие потребителей. Для малого бизнеса узнаваемость — очень труднодостижимая вещь, но этот способ позволяет ее добиться.
Социальный проект открывает многие двери. Вы можете попасть на благотворительный ужин и заняться нетворкингом, вас могут пригласить выступить спикером или экспертом, вы можете писать статьи и давать комментарии. Потому что вы — не один из многих, вы уникальны для своего города и своей ниши.
Правильный социальный проект выгоден и полезен всем. Мне лично, моему бизнесу, обществу, администрации, конкретным людям. Сам факт того, что вы исповедуете такую стратегию и можете рассказать о ней на самопрезентации перед заказчиком, уже дает позитивный настрой крупному бизнесу работать с вами.
Социальный проект позволяет создавать неожиданные партнерства. Например, вам нравится фестиваль еды. Вы можете позвонить организаторам и сказать: давайте я обеспечу вас видеонаблюдением, а вы расскажете обо мне в социальных сетях. Или провернуть то же самое с любым другим значимым или хайповым событием. Прелесть в том, что вы сами регулируете смету и затраты на такое партнерство (до известного предела).
Если у вас есть амбиция создать бизнес-объединение или круг по интересам, то социальный проект – это хорошая база для этой идеи. Никто не захочет стать частью вашего бизнеса просто так, но если вы приносите пользу обществу, не пытаясь на этом заработать, люди потянутся.
Администрации любого города нужна позитивная повестка, опытные чиновники всегда знают, как разыграть эту карту вне зависимости от предвыборной темы. К тому же у них существуют KPI по социалке и они могут выделять гранты для НКО.
Социальный проект на основе малого бизнеса, который идет в связке с основной деятельностью компании, – это хороший пример для бизнесов из других сфер. Например, одна юридическая компания запустила проект с бесплатными консультациями, а местная продуктовая сеть предоставила свои полки для реализации товаров с огородов «бабушек». Любой успешный социальный проект мотивирует других и делает мир чуточку лучше.
В конце выведу максиму: всякий раз, давая милостыню, подумайте, что вы могли бы сделать полезного для общества или для конкретного человека вместо того, чтобы просто покупать себе индульгенцию.