Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Зачем бизнесу тратить свои деньги на бескорыстное добро? 10 очень прагматичных причин

благотворительность Колонка Леонид Стариков
8 сентября 2021, 13:36
Фото: Анна Коваленко, 66.RU, личный фотоархив Леонида Старикова
Леонид Стариков, владелец небольшой компании, занимающейся видеонаблюдением, объясняет, зачем он бесплатно устанавливает камеры в школах и детских садах. И общественно полезным альтруизмом его мотивы не ограничиваются. Социальный проект приносит компании вполне осязаемую пользу, утверждает предприниматель.

Всякий раз, проходя мимо бездомного, я ловил себя на желании помочь, но мысленно говорил ему: возьми себя в руки и иди работать, что ты сидишь тут с баночкой? И была еще одна причина. Когда родился сын, я понял — мне важно, в каком мире он окажется — безопасном, доступном, дружелюбном или нет. Дальше я стал размышлять, чем я могу помочь, будучи тем, кто я есть. И понял — нужно делать что-то социально значимое именно в той области, где ты профессионал. Тогда ты реально видишь, какой будет польза от твоих действий. Грубо говоря, ты не можешь быть уверен, что человек с протянутой рукой не потратит полученные деньги на водку, а в своей сфере тебя никто не обманет. Так появился социальный проект «Младший брат» — моя компания бесплатно устанавливает видеонаблюдение в школах и детских садах Екатеринбурга и Свердловской области. Запустили мы его в 2019 году и к сентябрю 2021-го оборудовали уже 17 школ и детских садов.

Зачем это нужно лично мне

В какой-то момент ты начинаешь искать дополнительные смыслы. В юности (тогда еще) телевизор, реклама и общество потребления задавали тебе материальные ориентиры. В целом это неплохой мотиватор, но с рождением детей понимаешь: главное в жизни — это не вещи. Поневоле задумываешься — кто ты в своих глазах, и понимаешь, что быть мелким бизнесменом недостаточно, хочется совершить нечто большее. А поскольку я верю в теорию малых дел, то решил начать с себя и своих скромных возможностей по улучшайзингу окружающего мира.
Зачем социальные проекты нужны обществу?
Цель — сугубо практическая. В моем случае это стремление создать пассивную безопасность детей в школах и детских садах. Само наличие видеокамер снижает вероятность нежелательных инцидентов. Система наблюдения может выступать неким арбитром в споре между учеником и учителями, дисциплинировать и мотивировать школьников, чтобы соблюдали правила — не били стекла, не курили за углом. Многим родителям тревожно отдавать маленьких детей в ясли, и система видеонаблюдения позволяет им убедиться, что все под контролем. Понятно, что любой социальный проект должен нести пользу обществу в целом, иначе какой в нем смысл?

Зачем социальные проекты нужны бизнесу

Для бизнеса это хороший способ заявить о себе. Если посчитать затраты на такой проект и сравнить со стоимостью бесплатных публикаций, эфиров и новостей, получится, что реклама обошлась бы раза в три дороже. Плюс к тому, проект постоянно позволяет генерировать контент для соцсетей вашего бизнеса и создавать новую коммуникацию с клиентом. Мы иногда сами вручаем благодарственные письма своим заказчикам — мол, спасибо, что выбрали нашу компанию, это помогло нам оборудовать еще одну школу.

Узнаваемость бренда

Об этом стоит упомянуть отдельно. Если бы ко мне пришли маркетологи и сказали: вам нужно вложиться в узнаваемость бренда, я бы рассмеялся им в лицо. В переводе на язык малого бизнеса это значит выкинуть деньги на ветер. Но в случае с социальными проектами система начинает работать автоматически. В какой-то момент цитируемость и упоминания вашей компании перерастают в узнаваемость бренда и доверие потребителей. Для малого бизнеса узнаваемость — очень труднодостижимая вещь, но этот способ позволяет ее добиться.

Инструмент взаимодействия

Социальный проект открывает многие двери. Вы можете попасть на благотворительный ужин и заняться нетворкингом, вас могут пригласить выступить спикером или экспертом, вы можете писать статьи и давать комментарии. Потому что вы — не один из многих, вы уникальны для своего города и своей ниши.

Стратегия win-win

Правильный социальный проект выгоден и полезен всем. Мне лично, моему бизнесу, обществу, администрации, конкретным людям. Сам факт того, что вы исповедуете такую стратегию и можете рассказать о ней на самопрезентации перед заказчиком, уже дает позитивный настрой крупному бизнесу работать с вами.

Партнерские истории

Социальный проект позволяет создавать неожиданные партнерства. Например, вам нравится фестиваль еды. Вы можете позвонить организаторам и сказать: давайте я обеспечу вас видеонаблюдением, а вы расскажете обо мне в социальных сетях. Или провернуть то же самое с любым другим значимым или хайповым событием. Прелесть в том, что вы сами регулируете смету и затраты на такое партнерство (до известного предела).

Объединение в лигу или ассоциацию

Если у вас есть амбиция создать бизнес-объединение или круг по интересам, то социальный проект – это хорошая база для этой идеи. Никто не захочет стать частью вашего бизнеса просто так, но если вы приносите пользу обществу, не пытаясь на этом заработать, люди потянутся.

А какая позиция у чиновников

Администрации любого города нужна позитивная повестка, опытные чиновники всегда знают, как разыграть эту карту вне зависимости от предвыборной темы. К тому же у них существуют KPI по социалке и они могут выделять гранты для НКО.

Нас все больше

Социальный проект на основе малого бизнеса, который идет в связке с основной деятельностью компании, – это хороший пример для бизнесов из других сфер. Например, одна юридическая компания запустила проект с бесплатными консультациями, а местная продуктовая сеть предоставила свои полки для реализации товаров с огородов «бабушек». Любой успешный социальный проект мотивирует других и делает мир чуточку лучше.

В конце выведу максиму: всякий раз, давая милостыню, подумайте, что вы могли бы сделать полезного для общества или для конкретного человека вместо того, чтобы просто покупать себе индульгенцию.