Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег

16 июля 2021, 10:10
Фото: Григорий Постников, 66.RU
В 2021 году в рамках всероссийской программы Агентства стратегических инициатив Rurban Creative Lab в Свердловской области появятся сразу три креативных кластера — в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Черноисточинске. Последний открыт уже почти год: здесь регулярно проводят мероприятия и уже обосновалось несколько резидентов. 66.RU встретился с основателем творческого пространства Александром Быковым. Он рассказал о том, как занимался металлообработкой, но решился на создание кластера для мастеров и художников и почему, несмотря на отсутствие прибыли, продолжает развивать этот проект.

Осенью 2020 года предприниматель Александр Быков при поддержке Агентства стратегических инициатив и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) запустил на старинном заводе в Черноисточинске площадку для творческих людей. За это время здесь появился музей наличников, гончарная мастерская, мыловарня и прошло больше 15 фестивалей.

Как рассказал бизнесмен 66.RU, прибыли кластер не приносит. Несмотря на это, Александр продолжает его развивать просто для души, и в скором времени здесь должны появиться мастерская по изготовлению электрогитар, студия звукозаписи и хостел.

66.RU рассказывает историю Александр Быкова от первого лица.

Планировал расширить производство, а в итоге создал креативный кластер

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Вообще я соучредитель предприятия, которое занимается металлообработкой — у нас завод в Ижевске. Но так как мы работаем с компанией ЕВРАЗ (одна из крупнейших металлургических и горнодобывающих компаний мира, — прим. ред.), географически было удобнее сделать производство где-то в наших краях. Тогда, в 2012 году, решили расшириться и купили завод здесь, в Черноисточинске, — планировали выпускать мелкие изделия.

С покупкой проблем не возникло. Несмотря на то, что это железоделательный завод Демидовых, основанный в 1726 году, к объектам культурного наследия он не относится. Во времена Демидовых сталь отливали на Нижнетагильском заводе, а здесь выковывали изделия. После революции завод национализировали и наладили носочно-чулочное производство, которое просуществовало до 2010 года. После этого завод пришел в упадок, и его между собой поделили пять собственников. А с 2012 по 2020 год я выкупил у них большую часть — сейчас остался только один собственник, который владеет гаражом.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В 2014 году случился кризис, начались санкции в отношении России, и сложно стало с приобретением оборудования для металлообработки. Тогда все деньги, которые у меня были, потратил на более дешевое оборудование по деревообработке. Мы создали здесь фабрику мебели премиум-класса.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В мастерских по изготовлению мебели работают шесть человек. Производство занимает несколько цехов.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Фабрика существует два года и производит мебель из разных пород дерева.

Но мебельное производство занимает всего порядка 600 м2, а вся площадь здания — 3500 м2. Остальные площади просто пустовали — они были разгромлены. Я не знал, что с этим всем делать. Самое главное, не хотелось превращать это место в какой-нибудь бесполезный торговый центр или место для безумных дискотек — ко мне приходили и с такими предложениями, но всегда отказывал. Хотелось сделать здесь что-то творческое, был уверен, что другим людям такое будет интересно.

Тогда обратился за помощью в Фонд поддержки предпринимательства — они-то мне и предложили сделать арт-пространство для разных творческих людей. Мне идея понравилась, и в июле прошлого года мы уже приступили к работе на площадке.

Я могу делать здесь все, что захочу

Меня никто не ограничивает. Сейчас я здесь делаю, что захочу! Стараюсь восстанавливать части здания по фотографиям, чтобы не сильно менять его облик. А кроме того, мы уже открыли окна, которые были заложены кирпичами, и заменили старые провалившиеся полы.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Как рассказывает Александр, пластиковые окна поставили несколько лет назад, когда завод планировали использовать для производства. Но поскольку теперь здесь находится креативное пространство, их заменят на более аутентичные — в деревянных рамах.

Сейчас укрепляем фундамент и восстанавливаем внешние стены завода. Надеемся с одной частью закончить в этом году.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Кладку в хорошем состоянии оставляют нетронутой, чтобы сохранить исторический облик завода.

Работы еще много, но, с другой стороны, уже многое сделано. Всего за год мы здесь навели порядок и начали оживлять это место.

На заводе мы проводим все — от свадеб до крупных международных мероприятий

На неделе, конечно, здесь не так активно, как в выходные. В будни сюда приезжают только туристические группы — у нас с турфирмами Екатеринбурга заключены соглашения. В этом году к нам даже начали привозить иностранцев.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

А в выходные проходят лектории, мастер-классы и фестивали. Первое масштабное мероприятие мы провели 26 сентября — здесь прошел «Демидов-фест», на который приехали около 4 тыс. гостей, прошли лектории, концерты и мастер-классы. Нам его помог организовать региональный продюсерский центр «Уральский авангард», который создан Министерством инвестиций и развития Свердловской области во главе с Викторией Казаковой. Позже в течение года мы провели порядка 15 фестивалей, которые нам помогали организовать СОФПП и центр «Уральский авангард».

Помимо мастер-классов и выступлений, в фестивалях на заводе участвуют разные мастера, которые привозят свою продукцию на продажу. А также здесь устанавливают фуд-корт с уральскими продуктами.

Еще мы проводим частные мероприятия — свадьбы, корпоративы, дни рождения, квартирники и тому подобное. У нас есть команда организаторов и декораторов, которая делает очень красивое оформление для любых праздников.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

К сожалению, сейчас из-за коронавирусных ограничений мы скованы в организации больших мероприятий. 17 июля мы должны были отмечать День горнозаводского района, но его уже отменили из-за новых ограничительных мер. 25 июля должен пройти «Демидов-фест», но он тоже пока под большим вопросом.

А еще 10 октября у нас запланирован конгресс Демидовского фонда, на который должны приехать порядка 40 представителей из-за рубежа. Среди них, как я понял, будут и потомки Демидовых. Если его разрешат провести, мы будем очень рады.

На Урале много творческих людей, но про них никто не знает

У нас есть несколько ключевых резидентов. Это гончарная мастерская, мыловарня, музей наличников, детский театр «Ку-ку» и швейное производство. Все резиденты подобрались «живые», и они создают необыкновенную атмосферу на заводе.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В музее наличников показывают постановки театра «Ку-ку». Для них дети самостоятельно делают кукол.

Гончарная мастерская «Елка» сейчас занимает совсем небольшое помещение. Ее возглавляет Елена Прошко — здесь можно найти много изделий, которые она создала.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Это не только мастерская, но и место, где постоянно проводятся мастер-классы. Семьи с детьми приезжают к нам, чтобы сделать здесь какие-то изделия собственноручно.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

В скором времени мастерская переедет в новое, более просторное помещение — уже почти все готово для этого. У них будет свой отдельный выход, муфельная печь и кабинеты небольшие.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Мыловарня «Крапива», которой у нас занимается Ксения Волчкова, тоже сменит локацию — сейчас здесь очень маленькое помещение, где проводят только мастер-классы и можно купить кое-какую продукцию. Мы ей выделим место побольше, где она создаст свою мастерскую. Она этого очень ждет!

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Помимо тех, кто уже обосновался на заводе, постоянно замечаю, как много мастеров у нас на Урале и как мало мы о них знаем. Как-то встретил молодого учителя труда в школе, который искусно делает деревянные игрушки — я бы сам своему ребенку у него что-нибудь купил. Я ему тогда сказал, что он тоже должен у нас сделать свою мастерскую. Пока договоренностей у нас с ним нет. Зато уже сейчас к нам заходят две девочки — одна занимается аутентичной выпечкой, а другая отреставрировала старинный ткацкий станок и хочет наладить ручное производство половиков.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Когда работаешь с бедными, но очень творческими художниками, какая тут может быть прибыль

Все творческие ребята тут постоянно что-то придумывают, веселятся, а вся ответственность лежит на мне. Иногда думаю: «Ну вот зачем мне это надо?» Особенно сильным это чувство было вначале, когда самый первый план с производством не удалось реализовать.

Но сейчас смотрю на все, что мы уже сделали, и понимаю, насколько это интересно. И самолюбие играет тоже — очень хочу, чтобы про меня кто-нибудь сказал: «Вот человек, который сохранил такое чудесное место для потомков».

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Конечно, нужно понимать, что прибыли в этом всем — кроме фабрики по производству мебели — нет никакой. Какая вообще может быть прибыль, когда здесь все на стадии реконструкции и открытия новых проектов? Да и вообще, экономика и креатив — такие вещи, которые не могут идти в ногу. Бизнес и экономика, да. Но когда ты работаешь с бедными, но очень творческими художниками, какая тут может быть экономика?

Нам здесь с самого начала оказывают поддержку Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства и Министерство инвестиций и развития Свердловской области. За это им большое спасибо.

Но посчитать, сколько я сюда вложил, не могу. Это мой проект, который во многом я веду для души, а зарабатываю на другом. Поэтому когда мне говорят, что нужно привезти машину щебня, я ее привожу и не считаю, сколько на это трачу.

Через год наполнение площадки сильно изменится

Сейчас, по моему мнению, это пространство уже близится к идеалу. Здесь все, как мне хотелось, — объект для творческих людей, где есть возможность проводить мастер-классы и обучение.

В ближайшее время мы запустим много новых проектов. Например, в одном крыле появится музей ремесленного быта. Для него уже почти готовы экспонаты — нам их сами местные жители приносят. Есть один человек, которые сохранил много вещей советского периода — первые телевизоры, приемники, музыкальные центры, чайники, утюги. Есть даже карета. Все это ждет, когда мы закончим ремонт и разместим внутри здания.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

На площадке скоро создадут новые арт-объекты: ближайшие полтора месяца команда художников будет создавать здесь новую работу, а в сентябре завод станет одной из арт-резиденций Биеннале современного искусства. Для проведения активностей Правительство Свердловской области привлекло на площадку средства металлургического холдинга «ЕВРАЗ».

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

На площадке уже есть несколько арт-объектов, например, от Степы и Алины Айфо.

Уральский бизнесмен открыл вместо завода креативный кластер. Зачем он ему нужен, если не приносит денег
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Кроме того, заходят новые резиденты. В частности, на заводе появится хостел — для этого проекта уже определен подрядчик, но сейчас есть некоторые сложности с оформлением документов. Как только административные процедуры завершатся, он приступит к работе.

А еще прямо сейчас заходит проект Вадима Самойлова. Он откроет у нас «Школу Вадима Самойлова», также появится студия звукозаписи, и вместе мы запустим производство электрогитар. Я сам увлекся коллекционированием музыкальных инструментов — уже нашел две из четырех гитар, которые делали на Урале. Мы планируем сделать такое производство, которое не будет уступать по качеству европейским аналогам, но по российским ценам. Первый образец мы уже разработали и вручили Вадиму на «Иннопроме».

Также режиссер Константин Попов, который занимается организацией мероприятий в Екатеринбурге, хочет создать на внутреннем дворе завода квест по мотивам «Форт Боярда».

Проектов много, все они довольно серьезные. Кто-то ищет гранты на реализацию, другие — инвесторов. Думаю, через год наш завод будет не узнать — здесь жизнь закипит по-новому.

Еще больше новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!

Владислава Ямщикова