Льготные кредиты начали появляться во время предыдущей волны пандемии — весной 2020 года. Деньги предпринимателям давали под 2% годовых. Предполагалось, что заемщикам, которые выполнили все условия получения субсидии, спишут сумму кредита за счет государства.
Компания Foodface.ru (ИП Яковлева Надежда Викторовна) в 2020 году решила принять участие в программе по поддержке занятости. Компания занимается производством одноразовой картонной посуды и упаковкой.
«Мы под эту программу подходили, потому что из-за пандемии испытывали трудности — наши основные клиенты — это сети кафе и еда навынос. Все это было закрыто, и у нас сильно упало производство», — рассказал 66.RU управляющий Андрей Локтин.
Получить льготный кредит можно было, в частности, в Сбербанке, и 6 июня представители компании обратились в организацию.
— Нам менеджер сказала, что заявка подается онлайн через личный кабинет. На вопрос, как посчитать, сколько нам положено поддержки, она сказала, что в заявке стоит стандартная сумма — миллион рублей. Ее менять самостоятельно не нужно — в банке сами должны уточнить данные по численности сотрудников и, исходя из этого, принять решение о сумме поддержки.
В расчетах использовали данные на 1 июня 2020 года. То есть работодатель должен был сохранить число сотрудников на уровне минимум 80% по сравнению с этой датой. На тот момент в компании числилось 29 работников. И расчет суммы поддержки должен был выглядеть так:
29 чел. х (12130,00 руб. (МРОТ) х 1,15 (уральский коэффициент) х 1,3 (социальные взносы)) х 6 мес. (срок базового периода) = 3 155 376,90 рублей.
По прошествии нескольких дней заявку компании одобрили, но только на запрашиваемый 1 млн рублей. Когда представители организации спросили в Сбербанке, почему им назначили не полную полагающуюся сумму поддержки, в банке сообщили, что произошел сбой.
— Нам сказали, что много заявок и произошел сбой. Поэтому нам нужно было отправить еще одну заявку по точно такой же схеме. На этот раз мы в заявке указали сумму в 2 млн рублей. Через пару дней пришел новый договор, по которому нам одобрили ровно эту сумму.
Миллион, положенный по первому договору, компания израсходовала за два месяца. Но по второму договору — который предполагал выплату 2 млн рублей — компания успела получить только порядка 640 тысяч рублей.
Причиной стало полученное 1 декабря уведомление в личном кабинете Сбербанка. В нем говорилось, что по кредитному договору на 1 млн рублей начался период погашения кредита со ставкой 15% годовых. В уведомлении указали, что, по данным сервиса ФНС, организация не выполнила условие по сохранению штатной численности — не менее 80% — в одном месяце базового периода.
![]() Фото: предоставлено 66.RU |
---|
По данным ФНС, которые приводит Сбербанк, в августе численность компании составила 25 человек, что составляет меньше 80% штата на момент взятия кредита. Интересно то, что в банке за 100% берут данные от апреля 2020 года. |
Представители компании обращались в Сбербанк за разъяснением ситуации, но там получить конкретных объяснений не удалось. Тогда организация наняла юриста и обратилась в суд с иском. Вскоре, по словам Андрея Локтина, Сбербанк перевел и второй кредит в стадию погашения, хотя ранее претензий по нему не было.
Банк обозначил свою позицию в отзыве на исковое заявление:
В итоге суд рассмотрел иск по первом кредиту в заочном формате и вынес решение в пользу Сбербанка. Сейчас юрист компании подготовил апелляцию на это решение — заседание пройдет 14 июля. Кроме того, по второму кредиту представители организацию также готовят обращение в суд.
— Сейчас мы ждем решения и готовы идти до самого конца. Наш юрист, помимо всего прочего, обнаружила интересный нюанс: поскольку Сбербанк нам выдал неполную сумму — что фактически нарушает установленный порядок, — они не имеют права требовать от нас соблюдения условий договора в полной мере. Мы численность штата — по нашим данным — сохранили в необходимом по программе размере, а нам выдали меньше половины положенной суммы.
На запрос 66.RU в Сбербанке сообщили, что сожалеют о возникшей ситуации, но банк строго следовал параметрам программы поддержки.
«Сбербанк стремится создавать продукты и услуги, которые нужны и понятны предпринимателям. В данном случае банк был исполнителем условий государственной программы кредитования и сам строго следовал ее параметрам. Мы сожалеем, что возникшие разногласия привели к тому, что клиент обратился в суд. При защите своей позиции банк всегда руководствуется действующими законами. Судебная инстанция согласилась с позицией банка», — сообщили в банке.
Еще больше новостей и историй — в нашем Telegram-канале. А еще любую публикацию там можно обсудить. Или, например, предложить нам свою новость. Подписывайтесь!