Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Не тех нахлобучили». Предприниматель Евгений Крупин — о жертвах государственного шантажа

8 июня 2021, 12:20
Колонка
«Не тех нахлобучили». Предприниматель Евгений Крупин — о жертвах государственного шантажа
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Растущие цены на сырье лишают смысла государственные льготы, считает владелец малого предприятия из Екатеринбурга.

Несколько слов о маленькой дурной части малого бизнеса, которая до сих продолжает заниматься производством.

Наше предприятие выпускает оборудование для восстановительной медицины и реабилитации. Трудностей много, и просветов пока не видно. Любому, кто решил открыть свое дело, надо это учитывать. В прошлом году множество проблем создал коронавирус — тут и вынужденные простои предприятий, и «нерабочие дни», и снижение покупательской способности, и другие сюрпризы. Думали, хуже уже не будет.

Но оказалось, это еще не все. Производителей ждал взрывной рост цен на материалы и комплектующие. Несколько цифр. С начала года фанера подорожала на 87%, металл — на 69%, кожа искусственная — на 23%, прочие материалы и комплектующие — на 15–25%. В среднем материальная себестоимость изделий увеличилась на 23,8% (почти на четверть!).

Поставщики поднимали цены и раньше, ссылаясь на резкий рост курса доллара и евро. Иногда объяснения выглядели анекдотично. На вопрос, как производство фанеры зависит от курса доллара, нам говорили: «Клей мы покупаем за валюту — вот и рост в 15%». Сейчас на это уже не сошлешься — курс доллара с января практически не менялся.

За счет чего тогда повысили цены на фанеру и металл почти вдвое?

Производители фанеры говорят, что сырье дорожает из-за его дефицита, зарплаты работников повышаются (вы это серьезно?), тарифы на энергоносители и транспортные услуги увеличиваются. Примерно так же объясняют и высокие цены на металлопродукцию.

Я согласен, что расходы производителей материалов растут, но не на 70 же процентов?
Изредка звучат мысли, что в дефиците продукции деревообработки и металла виноваты бум в жилищном строительстве и поставки продукции за границу. Это значит, что производители пользуются сложившейся конъюнктурой. Рынок есть рынок.

В мае рост цен заметили в правительстве. Вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что металлурги «нахлобучили» государство на 100 млрд рублей, продав оборонке и госпредприятиям дорогую продукцию. И пригрозил отнять излишки, увеличив налоги. После переговоров с министром промышленности Мантуровым, состоявшихся 1 июня, владельцы металлургических предприятий пообещали государственному сектору скидки.

Вопрос — кто компенсирует металлургам недополученную прибыль? Вряд ли ошибусь, предположив, что нагрузка ляжет на частные компании, у которых нет административного ресурса. Что в этой ситуации делать таким, как мы, малым производственным предприятиям, работающим к тому же в социальной сфере?

Вариантов несколько.

  • Повышать цены на изделия. Но тут есть ограничения, поскольку одни из основных покупателей — государственные учреждения, которые много платить не хотят и чаще всего не могут.
  • Покупать материалы и комплектующие худшего качества. Но продукцию нашего предприятия используют в реабилитации детей с ДЦП. Выпускать ее можно только из качественных материалов.
  • Снижать себестоимость изделий за счет снижения издержек. Да куда уж еще?..

Очень понравился совет одного из крупных поставщиков: «Вы потерпите до осени, ажиотаж схлынет, глядишь, и рост цен остановится…»

Может, и остановится. А может, и нет. Пока что терпим, ужимаемся в некоторых расходах. Надолго ли хватит? Не знаю. Это к вопросу о реальной помощи государства малым и микропредприятиям.

Льготные проценты по кредитам, чтобы купить материалы по завышенным ценам, — так себе помощь.