Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбургу пообещали экономическое чудо. Город станет FashionTech-столицей

2 июня 2021, 10:00
Екатеринбургу пообещали экономическое чудо. Город станет FashionTech-столицей
Фото: Марина Молдавская, 66.RU
В Свердловской области готовят масштабную стратегию модернизации индустрии моды. По задумке, она должна создать условия для появления новых Ushatava и 12 Storeez — провести «апгрейд» местных компаний, связать разрозненных сегодня производителей тканей, швейные производства и дизайнеров и сделать Екатеринбург международной столицей WearNet — направления, которое объединяет моду и IT. Но пока у проекта нет финансирования.

По совету федеральной структуры «Национальная технологическая инициатива» правительство региона пригласило заниматься разработкой стратегии команду петербургского Института развития индустрии моды Beinopen, авторов дорожной карты развития индустрии моды до 2035 года. Согласно этому документу, у России впервые с конца 19 века появилось конкурентное преимущество в сфере моды и легкой промышленности за счет развития IT и пандемии. Это подтверждает статистика — в 2020 году объем экспорта одежды из России вырос вдвое. Большая часть поставок приходится на Казахстан, Белоруссию и Украину.

«Мы много ездим по регионам, стараемся увидеть местную специфику и показать регионам рынок будущего, чтобы они уже занимали эти зоны, чтобы видели, куда нужно двигаться. Чем хорош Екатеринбург — здесь высокая сплоченность, которая мало где есть, и развита креативная индустрия, вкус, в той же архитектуре, благодаря школам и прошлым историям. Здесь классные бары, классный дизайн. Мне здесь нравится даже больше, чем в Питере», — рассказал основатель Beinopen Алексей Баженов.

По мнению экспертов, модный бизнес будет развиваться в сторону новых технологических решений. Например, создания гибридных продуктов — одежды с элементами дополненной реальности или виртуальной примерки в «умных» зеркалах или смартфоне с помощью 3D-моделей одежды, а также пошива одежды по модели тела человека.

Пример одежды с элементами дополненной реальности, которые проявляются с помощью эффекта в приложении Instagram

У Екатеринбурга есть все, чтобы стать международным центром таких решений. А с модернизацией индустрии моды город совершит экономическое чудо, уверены авторы стратегии.

«Именно здесь появляются бренды-газели, будущие единороги (в бизнесе Unicorns (с англ. — единороги) — частные стартапы, чья капитализация в короткие сроки достигла $1 млрд, — прим. ред.). Здесь их пять: Ushatava, 12 Storeez, SHU, Avgvst, St. friday. Почему именно здесь они появляются? Разгадать и усилить это — вот наша задача», — добавил он.

Фото: Марина Молдавская, 66.RU

Разработка стратегии для Екатеринбурга велась на протяжении года. За это время прошло несколько встреч с представителями областного правительства и местными участниками рынка. Программа, рассчитанная на полгода, включает в себя три направления:

  • образовательное — лекции о новых трендах на рынке, мастер-классы;
  • акселерация местных бизнесов, работающих в сфере моды (фабрики тканей, швейные производства): антикризисный менеджмент, разработка нового бизнес-плана и маркетинговой стратегии;
  • конференция по итогам проекта, где выступят федеральные эксперты моды и IT и соберутся все участники рынка — от дизайнеров до поставщиков и производителей тканей. Она запланирована на декабрь.

В перспективе также предлагается создать бизнес-кластер, где на одной площадке будут собраны мелкооптовые производства, связанные друг с другом. Аналогичные проекты запланированы в технопарке «Калибр» в Москве и на площадке АФК «Система» в Санкт-Петербурге.

Фото: Марина Молдавская, 66.RU

Однако финансирования у всех проектов стратегии пока нет. Институт направил предложение правительству Свердловской области. По опыту работы в других регионах, на декабрьскую конференцию в зависимости от наполнения программы потребуется от 8 до 20 млн рублей. Стоимость остальных проектов стратегии варьируется от 1,5 до 10 млн рублей.

Команда Beinopen планирует встретиться с министром инвестиций и развития Свердловской области Викторий Казаковой на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Ожидается, что там будет принято окончательное решение по сотрудничеству.

Официально ведомство пока не подтверждает, что планирует финансировать проект.

«Эту стратегию институт разработал абсолютно бесплатно. Нам они интересны только технологией. Они могут предоставлять много платных продуктов. Если кто-то найдет в этих предложениях что-то интересное — пожалуйста», — сообщила заместитель министра инвестиций и развития Елена Хлыбова.

Институт моды Beinopen запустил аналогичные региональные программы в Калининградской, Ивановской и Ульяновской областях, Пермском крае. Сейчас готовят проект в Томской области. Во всех случаях на 90–95% проекты финансируют региональные власти. Если в Свердловской области не удастся реализовать стратегию на бюджетные средства, институт будет искать частных инвесторов.

Фото: Марина Молдавская, 66.RU

Частично образовательную программу команда представила на «Гастролях» Beinopen, которые прошли на площадке аутлета Brands' Stories (принадлежит девелоперской компании «Форум-групп»). Два дня здесь читали лекции о новых тенденциях в индустрии моды, проводили нетворкинг и разбирали кейсы по продвижению брендов. Организатором «Гастролей» выступил непосредственно аутлет. Как рассказала директор по маркетингу Brands' Stories Outlet Ирина Титова, финансирование проектов в рамках стратегии не обсуждалось, но компания не исключает продолжения сотрудничества с командой Beinopen или местными организаторами.

Директор по маркетингу Brands' Stories Outlet Ирина Титова:

Например, в аутлете размещена галерея современного искусства площадью 340 квадратных метров. Здесь могут проходить коворкинги, мастер-классы, показы коллекций местных дизайнеров. Условия предоставления площадки обсуждаются, у нас нет цели заработать на этом. Гораздо важнее здесь социальная роль — помочь молодым предпринимателям быть услышанными, получить новые знания, заявить о своем локальном бренде. Если говорить глобально, у нас есть возможности сделать нечто большее для развития креативной индустрии в регионе, возможно, даже в виде создания креативного кластера. Если такие проекты интересны стратегически, то почему нет? Пока не обсуждали это предметно, но мы открыты к предложениям.

За день до «Гастролей» организаторы представили предварительную концепцию стратегии участникам рынка — поставщикам тканей, швейным мастерским, дизайнерам. Те в красках описали проблемы отрасли, высказали друг другу взаимные претензии, но сошлись в одном — необходимо объединиться и вместе с правительством запускать проект, предложенный петербургской командой.

Ключевых проблем назвали четыре: критическая нехватка швей, низкий уровень менеджмента и сервиса у российских производителей и поставщиков тканей, сложности с экспортом и маркировкой, введенной в 2021 году.

Основатель швейного производства SHIZM Максим Котовщиков:

Проблема в том, что дизайнеры не знают, чего они хотят. Помогите их научить. Они не понимают, какая концепция у них будет, как будут продавать, сколько это стоит, где взять материал. Это реально проблема многих, и они тратят бешеные деньги, а потом не могут это продать. Нужно готовить кадры.

Дизайнеры тоже не стали молчать:

«У меня ответ товарищу фабриканту. Проблема заключается не в том, что ребята глупые, а в том, что с вашей стороны нет людей, которые могут объяснить и помочь. Мы сталкиваемся с этим в Екатеринбурге и вообще в России. В 60% случаев переговоры затягиваются на какие-то нереальные сроки, когда уже все дедлайны вышли. И проще написать китайскому производителю. Даже на ломаном английском объяснишь, и все поймут и через две недели ты получишь сэмплы (образцы ткани). Так что проблема со стороны фабрик», — парировал сооснователь бренда YMKASHIX Леонид Леонов.

Сооснователь бренда YMKASHIX Леонид Леонов

Стороны примирил генеральный директор компании Quokka Артем Миронов, заявив, что проблемами с квалификацией и менеджментом страдают все.

«У производителя нет нормального сайта, ни у кого даже толком договоров нет — принимают заказы на коленке и так же сдают потом. Они даже не знают, кому принадлежат лекала, чьи авторские права, можно ли использовать, из каких материалов. […] Можно придумывать сколько угодно фэшн-проектов, аутлетов и кластеров, выпускать кучу дизайнеров, но кто будет все это шить? Сколько швей выпустилось за год в Екатеринбурге? 13. Это реальные данные. При этом у нас в каждом крупном городе области есть техникум, где этому обучают. Там выходят 2–5 швей. Но это все мы сами можем решить. А с государством вопрос только в том, чтобы поддерживали и не закручивали гайки. В остальном мы сами разберемся, найдем рынок, заработаем на нем и выйдем на экспорт», - подчеркнул глава компании.

Директор компании Quokka Артем Миронов

Он добавил, что у производителей часто проблемы и с качеством самой ткани. По его словам, в Екатеринбурге нет ни одного нормального поставщика трикотажа. И проблема актуальна для всей России.

Совладелица бренда Ushatava Нино Шаматава также поддержала идею создания комьюнити, согласилась с коллегами и предложила решение:

«Проблема в неграмотности, отсутствии практических знаний, передаче этих знаний. У меня сейчас есть сотрудник, который закончил школу Антверпена (Школа менеджмента университета Антверпена, Бельгия), и невозможно передать, насколько он более осведомлен об индустрии. Он практикующий работник в домах моды с первого курса, и ему преподавали практикующие работники. То же самое со швеями. Мы вынуждены придумывать пути привоза швей из Киргизии и искать место, где отшивать. Поэтому компания Ushatava готова принимать на стажировку студентов архитектурной академии и делиться стоками ткани, которые мы уже не используем».

Совладелица компании Ushatava Нино Шаматава