Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Свердловской области срывается программа газификации транспорта. Альтернативное топливо никому не нужно

22 апреля 2021, 15:15
В Свердловской области срывается программа газификации транспорта. Альтернативное топливо никому не нужно
Фото: mintrans22.ru
Программа развития рынка газомоторного топлива в Свердловской области остановилась на первом этапе – переводе на метан муниципальных автобусов и коммунальной техники. Большегрузы и частные автомобили продолжают ездить на бензине и дизеле из-за отсутствия инфраструктуры и неочевидной экономии.

72 газовые автозаправки планировалось открыть в Свердловской области к 2022 году. На такой показатель ориентировалось Министерство энергетики РФ в 2019 году, сообщает РБК Екатеринбург со ссылкой на бывшего главу «Газпром трансгаз Екатеринбург» (принадлежит ПАО «Газпром») Давид Гайдт. На тот момент их было 17. Впоследствии показатель не нашел отражения в официальных документах — согласно государственной программе «Развитие энергетики», в 2021 году в области должны работать 19 заправок, в 2022 году — 23.
Программа разделена на три этапа. По рекомендациям, разработанным для регионов в Минэнерго РФ, первым на газ планировалось перевести муниципальный транспорт и коммунальные службы, за ними — частных локальных перевозчиков, после этого — автомобилистов и магистральных перевозчиков.

В качестве газомоторного топлива используют два газа: метан и пропан-бутан. Первый — чистый природный газ, более экологичный. В основном представлен в сжатом (компримированном, КПГ) виде. Второй — смесь пропана и бутана, или «автогаз», производное от добычи и переработки нефти. Она продается в сжиженном виде, до заправок доставляется в автоцистернах. Считается более «грязным» топливом, поскольку при сгорании оставляет больше выбросов.

Сеть пропан-бутановых АЗС более развита благодаря технологически более простому и дешевому оборудованию. Пропан-бутан получил свое развитие как газомоторное топливо в 2000-х годах. Тогда государство начало дотировать продажу этой смеси для бытовых нужд, компенсируя треть стоимости. Но на практике значительная часть газа использовалась как автомобильное топливо.

Сегодня в Свердловской области работает 141 пропан-бутановая заправка (по данным сервиса benzin-price.ru), метановых — в семь раз меньше. Федеральное правительство выделяет субсидии на строительство заправок и переоборудование существующего транспорта, но они подразумевают использование исключительно метана.

Согласно профильной региональной программе (повышения уровня использования природного газа в качестве моторного топлива), на втором и третьем этапах — с 2016 по 2020 год — планировалось открыть 24 заправки со сжатым метаном. Помимо этого, в программу были вписаны планы компании «Газпром газомоторное топливо» открыть восемь заправок — в Екатеринбурге, деревне Ольховке (Сысертский район), Асбесте, Верхней Пышме, Березовском и Богдановиче. Таким образом, всего к 2021 году число АЗС должно было вырасти до 47.
Однако, судя по данным, опубликованным на сайте компании, на начало 2020 года ей принадлежало 17 газовых АЗС в Свердловской области, в том числе 4 в Екатеринбурге. В остальных территориях заправки так и не были построены. Актуализировать эти данные не удалось — в компании не ответили на звонки и на официальный запрос.
По данным департамента информационной политики региона, сегодня в области работают 20 заправок с газомоторным топливом, что в 2,5 раза меньше планового показателя. В ближайших планах — открытие еще двух.

Фото: drive2.ru

За семь лет на бюджетные средства купили 187 газомоторных автобусов и один мусоровоз. Деньги на транспорт получили Екатеринбург, Нижний Тагил и Кировград. Всего в регионе приобрели 752 единицы техники на газе (по плану на конец 2020 года — 731). План объема потребления природного газа также перевыполнен — 5,9 млн кубометров вместо 4,1 млн кубометров.

Однако, по словам Давида Гайдта, городские автобусы и коммунальная техника — лишь 10% всего транспорта. Всего газовые заправки загружены только на 30–40%. Владельцы парков большегрузной техники и автомобилисты не спешат переходить на газ. По словам эксперта, на это есть две причины. Первая — существенные траты. К примеру, переоборудование одного дизельного тягача в среднем обходится в 1,5–2 млн рублей. Плюс вложения в инфраструктуру. Вторая — нехватка заправок на трассах. Их не строят на дорогах, поскольку часто поблизости нет газопровода, а тянуть новый не рентабельно. Те АЗС, что есть, находятся в 30–50 км от крупных магистралей, а это лишний расход топлива и временные затраты.

Доставлять метан на заправки можно в сжиженном виде (СПГ), в автоцистернах. В этом случае нет необходимости строить газопровод. Но затраты на производство и транспортировку СПГ не позволяют добиться цены, которая была бы значительно ниже стоимости бензина и дизеля.
«Если делать по известной технологии, получается дорого из-за больших затрат на электричество для сжижения: средняя цена электроэнергии — 4–6 рублей киловатт-час. Получается, дешевле, чем 20 рублей, на заводе не сделаешь. С завода газ нужно довезти, построить заправку, там что-то дать заработать, и на пистолете газ будет стоить 30 рублей», — пояснил Давид Гайдт.
Существуют и более экономичные технологии, которые позволяют сжижать газ за счет перепада давления. Такой способ используется на газораспределительной станции № 4 в Екатеринбурге, принадлежащей ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
«Но это инфраструктура «Газпрома», а он очень тяжело кого-то пускает. И сам не строит, хотя и создал специальную компанию», — отметил эксперт.

Фото: ekaterinburg-tr.gazprom.ru

Комплекс по производству сжиженного природного газа на ГРС № 4 в Екатеринбурге

На сегодня ГРС № 4 — фактически единственная в регионе площадка, где производится сжиженный природный газ. Он поставляется на экспорт — в Казахстан, а также в поселок Староуткинск для снабжения котельных. Дополнительные мощности по производству сжиженного метана у компании есть на АЗС в Первоуральске, но они используются только при пиковых нагрузках комплекса на ГРС. На этой заправке оборудована одна колонка с СПГ. Она обслуживает исключительно автопарк компании.

Ранее «Газпром трансгаз Екатеринбург» анонсировал открытие завода по производству малотоннажного СПГ в Нижнем Тагиле мощностью 5 тыс. тонн в час. Строительство планировали начать в 2020 году, однако из-за пандемии сроки сдвинули. Сейчас по-прежнему ведутся проектные работы. Завершить их рассчитывают до конца 2021 года. Само строительство и ввод потребуют еще минимум три года.

В компании уточнили: на заправочных станциях «Газпрома» со сжатым метаном только две трети приходится на сторонних потребителей, остальное — на собственный транспорт компании.

По словам директора компании «Элитгаз» Александра Максименко, всего на территории Свердловской области работают три заправки с СПГ. Помимо заправки в Первоуральске, это две станции компании «Новатэк»: в Сухом Логу и в селе Новоалексеевское под Первоуральском. Кроме этого, действует заправка «Газпрома» в селе Тюбук Челябинской области, которое находится вблизи от границы со Средним Уралом.

По словам Давида Гайдта, правительству следует обязать все нефтяные АЗС оборудовать газовые колонки. В целом, по его словам, для развития рынка газомоторного топлива необходима целевая госпрограмма и один куратор, который будет отвечать за ее реализацию.
«Никто не отвечает за эту проблему ни в областном, ни в федеральном правительстве. Полномочия распределили, но нет одного главного. Каждое ведомство и бизнес-единица занимаются своими вопросами. Госструктуры — тем, чтоб к ним не было претензий по выделению земли. Крупные компании не идут туда, потому что у них и без этого есть на чем зарабатывать и куда вкладывать деньги. Тем более, газовые заправки начинают окупаться только на третий год, а полностью вложения отбиваются на седьмой-восьмой год», — пояснил он.