Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это приведет к социальному взрыву». Колонка Артема Черанева об опасностях отмены ИП

10 февраля 2021, 13:28
Колонка
«Это приведет к социальному взрыву». Колонка Артема Черанева об опасностях отмены ИП
Фото: Игорь Черепанов, "Деловой квартал - Екатеринбург"; Анна Коваленко, 66.RU
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов в интервью ТАСС упомянул о возможной отмене статуса индивидуального предпринимателя (ИП) и «некой нелогичности» такой формы собственности в части вывода средств и уплаты налогов. Правда, уже на следующий день он заявил, что сейчас «ни в коем случае нельзя трогать ИП» и даже теневой сектор следует жалеть, потому что это «спасительный буфер экономики страны». Непоследовательными высказываниями политик навлек на себя шквал критики. Совладелец телекоммуникационной компании «Инсис» Артем Черанев, также имеющий статус ИП, объяснил, что не так с заявлениями бизнес-омбудсмена и по-прежнему ли ИП – самый легкий способ обналичить прибыль.

Риторика господина Титова в целом странная. Во-первых, его высказывания идут вразрез с должностью. Он омбудсмен, обязан защищать бизнес. А здесь он косвенно говорит, что ИП — это способ обналичивать деньги. Это же какая-то презумпция виновности. ИП — форма ведения бизнеса, обналичка — налоговое преступление. По этому принципу давайте запретим автомобили на дорогах, чтобы аварий не было.

Во-вторых, Титов рассуждает понятиями середины 90-х. С обналичкой и уходом от налогов правительство борется совершенно по-другому. И здесь уже не имеет значения форма собственности.

Не будем забывать, откуда пришел новый глава кабмина Михаил Мишустин и кто он такой. Это бывший глава Федеральной налоговой службы, который «прохавал коня с самого низа», что называется. В прошлом — айтишник с хорошим опытом ведения бизнеса. Это он построил всю нынешнюю систему финансового мониторинга ФНС. Когда все ходили и думали, куда приколотить на стену счеты и как правильно пользоваться Excel, человек уже все оцифровал и внедрил нейросеть. Мишустина колоссально уважают даже бухгалтеры, чью жизнь его система делает сильно сложнее, оставляя все меньшее поле для маневра.

За счет технологий финмониторинг принципиально изменился. Раньше был ковровый метод — налоговая инспекция рандомно выбирала компанию, приходила в офис и смотрела документы. Сейчас искусственный интеллект анализирует данные. Нет универсальных критериев, под каждого условного Васю Пупкина идет настройка и анализ, куда и когда деньги идут. И только если система выявляет признаки ухода от налогов, начинается проверка.

Да, обналичивать через ИП можно. Но так же, как и через юрлица. Как было у Ильфа и Петрова — «Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения». И все они становятся все более затруднительными.

Теперь в цифрах. Допустим, Титов сверху донизу прав, все вокруг него — экономические преступники и только и делают, что обналичивают. Но обнал стоит денег. И тот самый искусственный интеллект перманентно ценник обнала повышает. На сегодня он равен +/- 15%. Внимание, вопрос: а зачем мне лезть под статью УК РФ, если те же деньги (15% — ставка по единому налогу на вмененный доход, который использует большинство ИП с штатом до 100 человек) я могу с чистой совестью отдать государству и дальше плясать какой угодно гопак?

Не будем забывать, что государство ведет работу по передаче функций финансового мониторинга банкам. И если налоговая только через суд может арестовать счета, то банки сами сразу блокируют движение средств. И форма собственности здесь тоже не имеет значения.
Если ИП отменят, это приведет к социальному взрыву в стране. У таких предпринимателей будет два варианта: есть наемные сотрудники — регистрировать ООО, нет штата — оформлять самозанятость. ООО лучше по двум причинам: меньше ограничений по штату и по обороту. Но ООО потянут не все. Если оборот небольшой, эта форма невыгодна — там другая система налогообложения, взаимоотношений «работодатель — работник». Поэтому многие будут уходить в тень, и тогда государство потеряет вообще все налоги от них.

Но даже если ИП без сотрудников честно пойдут регистрироваться как самозанятые, сервера госуслуг не выдержат. В результате целые сектора экономики, связанные со сферой обслуживания, просто встанут.

Непонятно, для чего вообще такое предлагать. Система функционирует, все привыкли так работать. Зачем чинить несломанный велосипед? Люди работают, обеспечивают себя, сами приносят налоги, дают работу еще кому-то. ИП — это ведь не просто какой-то одинокий продавец цветов на перекрестке, там могут быть трудоустроены десятки человек. Это полноценное предприятие. В целом по стране зарегистрировано 3,3 млн индивидуальных предпринимателей. Только в Москве ежегодно они платят налоги на 120 млрд рублей.

Конечно, малый бизнес — не основа любой экономики, как любят говорить. Если это не прибрежное государство, то основа экономики — промышленность. Нет крупных предприятий — никакие ларьки с цветами и парикмахерские не спасут. Тем не менее малый бизнес необходим, он обслуживает интересы тех, кто приносит основной продукт — катает трубы, делает станки, машины. Он платит налоги, обеспечивает занятость. А когда человек обеспечен доходом, он и чувствует себя стабильно.

Возможно, вброс этой темы — попытка прозондировать почву. Но попытка очень несвоевременная. Сначала у нас идет пенсионная реформа, за ней поправки в Конституцию и, наконец, коронавирус, который с ходу лупит в челюсть всей экономике. И на их фоне бизнес-омбудсмен закидывает идею об упразднении ИП. Это усиливает протестные настроения, которые и без того растут.