Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Свердловская область потеряет 380 млн рублей на транспортном аутсорсинге скорой помощи

30 декабря 2020, 13:38
Свердловская область потеряет 380 млн рублей на транспортном аутсорсинге скорой помощи
Фото: архив 66.RU
Транспортные услуги для скорой помощи обойдутся Свердловской области дороже, чем другим регионам. Эксперт по ГЧП в медицинской сфере Татьяна Валуева, изучившая условия конкурсов, считает, что объективных причин для этого нет.

Победителем трех конкурсов на транспортные услуги для станций скорой помощи в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Первоуральске и городском округе Староуткинск стало ООО «РТ-Социальная сфера» — дочерняя структура «Ростеха» (33,4% принадлежит входящему в госкорпорацию НПК «Техмаш»). По данным СПАРК, это компания без собственного капитала, зарегистрированная в феврале прошлого года. В 2020 году «РТ-Социальная сфера» заключила с государственными учреждениями здравоохранения контрактов на 3,343 млрд рублей.

Четырем уральским городам транспортный аутсорсинг обойдется в 1,346 млрд рублей. На всех конкурсах «РТ-Социальная сфера» была единственным участником. Услуги станциям СМП она будет предоставлять с 1 февраля 2021 года по 31 декабря 2023 года. Татьяна Валуева, эксперт по ГЧП в медицине, считает, что за перевозку пациентов регион переплатил.

Обычно цена контракта складывается из заданного количества машино-часов, умноженного на их стоимость. По данным из разных источников, машино-час скорой помощи — без учета встроенной медтехники — обходится российским муниципалитетам от 350 до 450 рублей. Предложения аутсорсинговых компаний должны укладываться в эти рамки. В частности, пермская «Феникс-Логистика», обслуживающая пять подстанций СМП в Екатеринбурге, выиграла аукцион с ценой машино-часа 380 рублей — против 450 рублей — у городской станции СМП им. Капиноса.

В Екатеринбурге контракт с аутсорсинговой фирмой посчитали выгодным, поскольку станции СМП не хватало исправных автомобилей. На 1 января 2020 года 60% автопарка составляли машины, отработавшие 3–5 лет и больше. Главврач Игорь Пушкарев пояснил, что на аутсорсинг целесообразно переводить не больше 30% парка. Сейчас этот лимит исчерпан.

В Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Первоуральске и городском округе Староуткинск заменить хотят все автомобили скорой помощи или большую их часть.

Эксперты считают такое решение неочевидным. «Три месяца назад руководство Нижнего Тагила заявило, что парк машин скорой помощи в отличном состоянии — всего шесть из 38 автомобилей работают около пяти лет, — говорит Татьяна Валуева. — С этой точки зрения необходимости в аутсорсинге нет — обычно к такому решению прибегают станции СМП, у которых машины изношены».

В сентябре главврач станции СМП в Нижнем Тагиле Сергей Безбородов доказывал министру здравоохранения Андрею Карлову, что транспортный аутсорсинг невыгоден. По словам Безбородова, медицинское учреждение создало собственный шиномонтаж, участок для ремонта двигателей и не хотело переплачивать за транспорт летом и в ночные часы, когда нагрузка снижается. Министр с ним согласился, но в октябре станцию решили перевести на аутсорсинг.

В Нижнем Тагиле машино-час «РТ-Социальной сферы» обойдется заказчику в 792 рубля (2021 год), 847 рублей (2022 год) и 906 рублей (2023 год) — в два с лишним раза дороже, чем запросила в Екатеринбурге «Феникс Логистика». Разница в том, объясняют специалисты, что дочерняя структура Ростеха поставляет машины, укомплектованные медицинской техникой, амортизация которой учитывается в тарифе.

Оппоненты считают, что уложиться в меньшую сумму можно и с медтехникой. «Высокая цена сразу бросается в глаза, — говорит директор компании «Феникс-Логистика» Евгений Фридман. — Насколько она оправданна, должны выяснять контрольно-надзорные органы. Формально конкурсную процедуру завершили, значит, заказчик сумел обосновать заявленный тариф. Соответствует ли его величина реалиям, второй вопрос. Строить предположения мы не можем, потому что информации недостаточно».

Татьяну Валуеву привлек к сотрудничеству профсоюз медицинских работников «Действие», выступающий против аутсорсинга на скорой помощи Нижнего Тагила. Объясняя свои выводы о завышенной стоимости машино-часа, она ссылается на февральский конкурс в Самаре, который тоже выиграла «РТ-Социальная сфера» (тогда — «РТ-Скорая помощь»). По данным портала госзакупок, при аналогичных условиях контракта самарская станция СМП заплатит за машино-час меньше — 577 рублей (2021 год), 600 рублей (2022 год) и 624 рубля (2023 год). Если бы транспортная компания работала по таким тарифам в Нижнем Тагиле, экономия составила бы 190,84 млн рублей, а с учетом всех четырех городов — 380,11 млн рублей, уверяет эксперт.

По данным открытых источников о закупках 2020 года, комплект медицинского оборудования для автомобиля СМП класса В стоит около 977 тыс. рублей, для автомобиля класса С — 1,444 млн рублей. Сравнивая предложения компаний «Феникс Логистика» (автомобиль без медтехники) и «РТ-Социальная сфера» (автомобиль с медтехникой), Валуева приходит к выводу, что аренда одного комплекта оборудования за три года обойдется Нижнему Тагилу в 10,6 млн рублей.

В Волгограде, где в октябре разыгрывали транспортную услугу на базе автомобилей Ford Transit с медицинским оборудованием, победила компания «МТ-Сервис», предложившая на 2021/2022/2023 годы машино-час за 535/561/587 рублей. «РТ-Социальная сфера», которая тоже участвовала в этом конкурсе, осталась ни с чем.

Сергей Безбородов, подписавший контракт с транспортной фирмой, комментировать стоимость услуг отказался. Компания «РТ-Социальная сфера» на запрос 66.RU пока не ответила. УФАС Свердловской области, проверявшее закупку 9 декабря по заявлению регионального представителя «Трансперенси Интернешнл», нарушений не обнаружило.