Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
48233 +398
Выздоровели
40474 +405
Умерли
1090 +14
Россия
Заразились
2431731 +28782
Выздоровели
1916396 +27644
Умерли
42684 +508

Как Центр развития туризма славит Урал за наши деньги. Все закупки за год

30 октября 2020, 10:00
Как Центр развития туризма славит Урал за наши деньги. Все закупки за год
Фото: из группы Мастера Урала. НХП Свердловской области в социальной сети ВКонтакте
Центр развития туризма учредило министерство инвестиций и развития Свердловской области. Его задача — продвигать регион на российском и международных рынках, популяризировать творчество народных мастеров, улучшать инфраструктуру. Для этого за счет бюджета области Центр проводит закупки. Их можно разделить на четыре направления: выезд делегаций со стендом области в другие города России и за границу, реклама в СМИ, обучение и конкурсы для народных мастеров и разработка разных туристических карт. Самый большой пласт из года в год достается одной и той же компании. Но руководство Центра и свердловские власти не видят в этом ничего плохого.

На 23 ноября назначено рассмотрение иска Центра развития туризма к исполнительному директору Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаилу Мальцеву. Поводом стали публикации в СМИ о якобы неэффективной работе и «финансовой нечистоплотности руководителей центра».

Как рассказал 66.RU Михаил Мальцев, он считает, что ситуация с иском — это давление чиновников, к которым есть вопросы у туристического профсообщества, на крупнейшее в РФ общественное объединение. «Я транслирую общую отраслевую позицию. Мне очень досадно, что Центр развития туризма вместо того, чтобы на фоне многочисленных неудач заняться нормальной профессиональной работой, отвлекается на поиски зацепок, чтобы украсть у меня время», — заявил директор УАТ.

Директор Центра Эльмира Туканова не смогла оперативно прокомментировать ситуацию, сославшись на занятость. Ранее она заявляла Ura.ru, что Михаил Мальцев «необоснованно обвиняет Центр развития туризма и его руководителя». «В последних публикациях относительно нашего учреждения в СМИ он позволил себе необоснованные обвинения в растратах госсредств и неэффективной деятельности. Я считаю, что человек не может себе позволять подобные высказывания, поскольку он не обладает фактами, а выдает информацию за правду», — прокомментировала Туканова ситуацию.

Отметим, это не первый иск Центра развития туризма к Михаилу Мальцеву. С аналогичной претензией о признании порочащим деловую репутацию высказывания Мальцева Центр обращался в арбитраж в 2017 году и частично выиграл иск. Суд потребовал убрать из статьи заявление о том, что сотрудники Центра якобы саботировали конференцию Expotravel.

Как развивают туризм в Свердловской области

Центр развития туризма Свердловской области учрежден региональным министерством инвестиций и развития (МИР). Финансирование идет в рамках подпрограммы «Индустрия туризма» госпрограммы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». Среди задач подпрограммы — формирование конкурентоспособной туристической индустрии, продвижение бренда на внутреннем и внешних рынках, улучшение инфраструктуры, поддержка народных художественных промыслов (НХП) и др.

Согласно постановлению правительства Свердловской области, с 2017 по 2024 год на «Индустрию туризма» из областного бюджета потратят 6,25 млрд рублей. В 2019 году — 720,6 млн рублей (максимум за все время), в 2020-м — 278,4 млн рублей.

Коронавирус существенно повлиял на туристическую отрасль и сорвал несколько крупных мероприятий и международных выставок. Поэтому мы изучили все госконтракты Центра за спокойный 2019 год.

Мероприятия по продвижению туризма можно условно разделить на четыре направления:

  1. Презентация стендов Свердловской области на российских и международных выставках, организация туров по области и стране — это самая большая статья расходов.
  2. Изготовление туристических карт, книг, брендирование, сувениры.
  3. Обучение.
  4. Реклама в СМИ, видеопрезентации.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

В этих закупках сразу можно отметить две особенности: во-первых, большую часть контрактов получила одна компания — туристический оператор «Визит Урал — Сибирь», которым руководит Оксана Трофимова-Ниденталь. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», Центр развития туризма сотрудничает с компанией с конца 2012 года, а начиная с 2013 года «Визит Урал — Сибирь» сосредоточился именно на контрактах Центра.

Фото: Инвестиционный портал Свердловской области

Оксану Трофимову-Ниденталь и Эльмиру Туканову часто можно увидеть на совместных фотографиях

В Центре развития туризма Znak.com заявили, что закупки проводят по федеральному закону № 44-ФЗ. Кроме того, по всем контрактам предусмотрена оплата по факту оказания услуги в полном объеме. В МИР, комментируя успехи Центра, сообщили, что «в июле текущего года перечень традиционного бытования промыслов на территории Свердловской области был расширен с девяти до четырнадцати».

Вторая особенность закупок в том, что в половине случаев продвижением Свердловской области занимаются компании из других регионов — Пермского края, Воронежской области, Санкт-Петербурга и др.

Презентация стендов Свердловской области на российских и международных выставках

Фото: Центр развития туризма Свердловской области

В конце 2019 года Центр провел конкурс на 500 тыс. рублей на презентацию туристского потенциала Свердловской области на выставке «ITB Berlin 2020» в марте в Германии. Контракт выиграла екатеринбургская компания «Визит Урал — Сибирь». За полмиллиона рублей подрядчик должен был организовать стенд и собрать на нем визитки не менее 15 представителей турбизнеса, СМИ и чиновников. Выставку отменили из-за коронавируса, но сам контракт находится на стадии «исполнения».

А так выглядят остальные контракты фирмы за 2019 год:

442,7 тыс. рублей — организация служебных командировок для сотрудников Центра в Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, по России и Свердловской области.

609 тыс. рублей — организация стенда области на выставке «Уфа. Арт. Ремесла. Сувениры». Помимо самого стенда, подрядчик обеспечивал наличие сувениров и покупку железнодорожных билетов для пятерых участников мероприятия.

491 тыс. рублей проведение инфотура по Екатеринбургу, Алапаевску и Арамильскому городскому округу. В задачу организатора входила перевозка четырех человек, гиды, гостиница, питание. Аналогичный инфотур по Свердловской области компания провела несколькими месяцами раньше за 299 тыс. рублей.

996 тыс. рублей — презентация туристического потенциала Свердловской области на выставке в Казахстане «PATA Travel Mart 2019». На стенде компания должна была собрать не менее 20 представителей турбизнеса, СМИ и чиновников.

Фото: Центр развития туризма Нижнего Тагила

Стенд Нижнего Тагила на туристической выставке в Казахстане

989 тыс. рублей — организация визита на выставку-ярмарку «Город мастеров» в Югру пяти представителей народно-художественных промыслов из Свердловской области и создание стенда.

395 тыс. рублей — организация участия субъектов НХП Свердловской области в выставке изделий Сысертского фарфора

1,97 млн рублей — презентация туристического потенциала Свердловской области на международных выставках «ОТДЫХ Leisure 2019» и «INWETEX — CIS TRAVEL MARKET-2019» в Москве и Санкт-Петербурге.

Фото: www.visit-tagil.ru

Стенд Свердловской области на выставке в Санкт-Петербурге

404 тыс. рублей — организация пятидневного тура по региону для москвичей.

За 442 тыс. рублей компания провела «Ночь радио», посвященную 160-летию изобретателя радио А. С. Попова, в Краснотурьинском городском округе. По контракту подрядчик должен был собрать не менее 1500 участников мероприятия, обеспечить их перевозку и организовать рекламу на радио.

Фото: Краснотурьинский краеведческий музей

Церемония награждения победителей соревнований по радиоспорту в рамках «Ночи радио»

1,84 млн рублей — проведение рейтингового конкурса среди гостиниц в рамках премии «Уральская звезда — 2019».

2,49 млн рублей — проведение пяти туристических мероприятий: Ural Ultra-trail 2019 (горный ультрамарафон в Екатеринбурге на 1000 человек), этап чемпионата России на мотоциклах с колясками в Ирбите (на 2500 человек), международный фестиваль шоу «Небо Евразии» (в Екатеринбурге на 20 тыс. человек), казачий фестиваль «Арамильская слобода» на 3 тыс. человек и фестиваль камня «Самоцветная сторона» в Горноуральском ГО (3 тыс. человек).

Таким образом компания заключила с Центром развития туризма контракты на 11,5 млн рублей. В 2020 году сумма стала еще больше — 16,7 млн рублей.

Фото: Официальный сайт ЕОКО "Исетская Линия"

Казачий фестиваль «Арамильская слобода»

Среди других победителей конкурсов по организации инфотуров, выставок и конференций — четыре подрядчика из Екатеринбурга: ООО «Глэм-Эвентс» (0,5 млн рублей), ООО «Фристайл» (0,66 млн рублей), ООО «Конгрессно-туристический оператор» (0,19 млн рублей) и ИП Антон Лысых (0,55 млн рублей).

Фото: Центр развития туризма Свердловской области

Так выглядит фестиваль «Небо Евразии» в представлении Центра развития туризма Свердловской области. Однако найти каких-то фотоотчетов, репортажей или подведения итогов международного события нам не удалось.

Компаниям из других регионов достались четыре контракта на куда более значимую сумму: питерское ООО «Камелия» получило два контракта на 2,74 млн рублей, в том числе на организацию форума «Большой Урал — 2019» (в 2020 году конкурс выиграл уже «Визит Урал — Сибирь»), 1,12 млн рублей получил ИП Марсель Ханов из Удмуртии и 0,48 млн рублей — ООО «Бизнес-Геометрия» из Ленинградской области.

Итого все фирмы, кроме «Визит Урал — Сибирь», выиграли тендеры на сумму в два раза ниже, чем у «Визита», — 6,24 млн рублей.

Изготовление карт и сувениров

За 2019 год Центр развития туризма Свердловской области разыграл 14 контрактов на 4,74 млн рублей на создание туристических карт, календарей и сувенирной продукции. Как и в первом случае, продвигать Свердловскую область с помощью полиграфии, брелоков, толстовок и пр. взялись и из других регионов — они выиграли большинство конкурсов.

Фото: Центр развития туризма Свердловской области

Календарь событий Свердловской области на 2020 год, изготовленный по заказу Центра

Например, «Компания Рпг» из Перми изготовила для центра брендированные USB-флешки и промофартуки за 156 тыс. рублей, а также толстовки, ветровки и чехлы для чемоданов за 371,5 тыс. руб. ООО «Биомикактив» из Воронежа — карты-путеводители для самостоятельных путешествий за 144 тыс. рублей. Компания «Мобильные стенды» из Новосибирска за 642,5 тыс. рублей разработала и установила брендированные информационные стойки, воронежское ООО «Мир» изготовило календарь-справочник «События Свердловской области. 2020» и карты-путеводители за 755 тыс. рублей. Пермский Редакционно-издательский центр «Здравствуй» за 202 тыс. рублей создал для Центра календарь-справочник «События Свердловской области. 2019».

Обучение, мастер-классы и конкурсы

Фото: из группы Мастера Урала. НХП Свердловской области в социальной сети ВКонтакте

Это тоже большой и дорогой пласт закупок Центра, направленный на развитие туризма в Свердловской области. За год на них потратили 4,8 млн рублей. Это:

  • 1,74 млн рублей на проведение семинаров для руководителей и специалистов объектов туристской индустрии в Центре повышения квалификации «Русская школа управления» в Москве.
  • 0,76 млн рублей на актуализацию учебно-методических материалов по проекту «Урал для школы».
  • 0,75 млн рублей на оказание услуг по развитию программы по проекту «Инклюзивный туризм Свердловской области».
  • 0,59 млн рублей на обучающие семинары для мастеров народных художественных промыслов в Нижнем Тагиле.
  • 0,46 млн рублей на выездной обучающий семинар для мастеров народных художественных промыслов Свердловской области в Нижнем Новгороде.
  • 0,295 млн рублей на конкурс профессионального мастерства среди мастеров НХП.
  • 0,149 млн рублей на мастер-классы по народным художественным промыслам.

Реклама

Мы нашли пять контрактов, которые можно отнести к рекламе и продвижению в СМИ на 4,73 млн рублей. Самый крупный из них — на 1,77 млн рублей — достался компании «Регионбюджетинвест», которая принадлежит Яну Кожану — главе Агентства развития Сысерти.

  • 1,77 млн рублей за изготовление и размещение в СМИ материалов о туристских ресурсах Свердловской области.
  • 1,44 млн рублей на разработку медиаплана продвижения Свердловской области в интернете, размещение баннеров и публикаций в СМИ.
  • 0,65 млн рублей на разработку концепции и дизайн-макета сайта для продвижения изделий народных художественных промыслов.
  • 0,59 млн рублей на создание имиджевых видеороликов про мастеров и изделия НХП.
  • 0,28 млн рублей на создание двух телепередач: про мастеров НХП и мерах господдержки.

Туристический потенциал Свердловской области

До пандемии турпоток в Свердловскую область ежегодно рос, заявляла ранее глава МИР Виктория Казакова. В 2019 году на Средний Урал приехали 1,6 млн человек — в первую очередь, туристы из соседних регионов, деловые туристы из Москвы и Санкт-Петербурга.

«В структуре внутреннего турпотока ожидаемо преобладают деловые туристы: Свердловская область — регион промышленный, и закономерно, что бизнесмены, руководители и специалисты со всего мира приезжают к нам в командировки, на деловые встречи, для участия в деловых мероприятиях международного уровня», — отметила Виктория Казакова.

В туристических рейтингах Свердловская область входит в десятку лидеров. В топ-10 регионов по туристическому потенциалу за 2019 год, составленном RAEX, Средний Урал занял 7-е место. В топе, составленном Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», Свердловская область на 10-м месте.

Однако, как считает Михаил Мальцев, это не заслуга Центра развития туризма: «Мы не считаем работу Центра эффективной, и потенциально каждая закупка вызывает большие вопросы с точки зрения целесообразности и эффективности. При этом траты на развитие туризма в Свердловской области огромные — они превосходят траты в других регионах. Это мнение рынка, я его озвучиваю и я с ним согласен».

По словам исполнительного директора, развитие сферы невозможно без доверительного взаимодействия между областными властями, муниципалитетами, федеральным центром и профессиональным сообществом. Только при таком альянсе, отмечает эксперт, в регион придут частные инвестиции, будет развиваться государственно-частное партнерство и вся туристская инфраструктура. В Свердловской области такое взаимодействие отсутствует, считает Мальцев. «У нас крайне низкая инвестиционная привлекательность в сфере туризма вызвана исключительно недоверием к органам исполнительной власти Свердловской области, курирующим это направление. Это ключевое, над чем нужно работать и что нужно исправлять. Без этой цепочки Свердловская область не станет привлекательной ни для инвесторов, ни для отдыхающих», — заключает Михаил Мальцев.