Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как с помощью анализа 23 миллионов платежей по картам открыть бизнес. Опыт уральского города

22 октября 2020, 15:25
Как с помощью анализа 23 миллионов платежей по картам открыть бизнес. Опыт уральского города
Фото: Алексей Школа для 66.RU
Каменск-Уральский стал первым малым городом в Свердловской области, где после анализа платежных данных предприниматели заняли пустующие ниши и открыли новые бизнесы. Самыми востребованными оказались кофейни и детские досуговые центры — 50 и 40% трат соответственно местные жители делали за пределами своего муниципалитета. До конца года проект с использованием Big Data запустят еще в трех городах.

После старта нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» министерство инвестиций и развития Свердловской области совместно с фондом поддержки предпринимательства запустили проект по повышению уровня жизни в небольших городах — Business-Data.

Это первый в России проект, когда с помощью анализа больших данных в моногородах и «атомных» городах находят свободные рыночные ниши и помогают бизнесу открывать востребованные предприятия по франчайзингу.

В условиях коронавируса и падения экономики Business-Data приобрела черты антикризисного: проект позволяет бизнесу минимизировать свои затраты и удачно выбирать место для открытия. Первые два предприятия открыли в Каменске-Уральском, хотя город и не был пилотным.

В чем суть

Цель Business-Data — создать в малых городах Свердловской области те предприятия сферы услуг, которых не хватает. Это могут быть кафе, магазины одежды, парикмахерские, салоны красоты и т. д. Схема выглядит так:

  • Собирается большое количество платежных данных по банковским картам. При анализе специалисты выявляют перспективные ниши, где бы мог быть организован бизнес. После этого заказчики Business-Data в лице министерства инвестиций и СОФПП определяют перспективные ниши и подбирают франшизы.
  • Для этого на базе фонда был создан центр франчайзинга. Сейчас в магазине франшиз более 150 региональных, федеральных и международных брендов. В основном это сфера общественного питания, детские центры, разнообразные услуги населению.
  • Затем предприниматель получает финансовую поддержку и открывает бизнес. Как правило, на открытие франшиз требуется от 800 тыс.до 1,5 млн рублей, во многом сумма зависит от помещения и расположения объекта.

Валерий Пиличев, директор СОФПП:

— Схема простая: предприниматель идет в фонд, смотрит карту локаций, где есть нереализованный спрос, выбирает франшизу, получает льготный заем. Затем идут различного рода консультации, технические моменты, после чего можно открывать бизнес под ключ. Наиболее востребованные как у бизнеса, так и у потребителя франшизы — кофейни, мини-пекарни, детские центры, медицинские лаборатории. Чтобы подготовить такого рода проекты к открытию, требуется два-три месяца.

Фото: Алексей Школа для 66.RU

Первый успешный город

Каменск-Уральский — второй город, где запустили Business-Data. Обкатку проект прошел на Новоуральске, однако первые предприятия открылись именно в Каменске-Уральском. Тут, как отмечает министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова, ключевую роль сыграла вовлеченность и поддержка местных властей, отделения фонда и самих предпринимателей.

Виктория Казакова, министр инвестиций и развития Свердловской области:

— Business-Data состоялась при поддержке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. В нашем фокусе — «атомные» и моногорода Свердловской области. Нам важно простимулировать создание бизнесов на территории монопрофильных муниципальных образований. Что касается Каменска-Уральского, то от момента подписания официального соглашения администрации города с фондом и открытия первых предприятий по франшизам прошло четыре месяца. В Новоуральске, который был пилотным, в течение ближайших двух недель откроется бизнес, это будет сфера общепита.

По словам Валерия Пиличева, Каменск-Уральский по уровню пользования банковскими картами может конкурировать с Екатеринбургом. Из 166 тыс. официально зарегистрированных жителей 110 тыс. проводят транзакции по картам. Чтобы определить, какие ниши в городе не охвачены, пришлось проанализировать более 23 млн платежек по картам в течение года. Выяснилось, что 40% платежей жителей Каменска-Уральского на дошкольное образование и детское времяпрепровождение приходится на другие города, 50% трат в кофейнях — также вне города.

Фото: Алексей Школа для 66.RU

Два примера бизнеса в рамках Business-Data

Первое предприятие, открытое по международной франшизе, — школа программирования «Алгоритмика». По словам местного предпринимателя Тимофея Четыркина, который в условиях пандемии коронавируса решился открыть новый бизнес, им буквально за месяц удалось набрать два курса, еще два — в процессе. В целом обучение могут проходить дети в возрасте от 6 до 17 лет. И даже без анализа больших данных, рассказывает Четыркин, он видел интерес жителей к этой теме. Проект СОФПП помог получить льготный заем и быстрее открыть дело. Международная школа программирования и математики «Алгоритмика» по франшизе работает в 200 городах России и мира.

Фото: Алексей Школа для 66.RU

Министр Виктория Казакова изучает, как устроено обучение в «Алгоритмике»

Второе дело, которое запустили в Каменске-Уральском в рамках проекта, — кофейня и магазин кофе Kafema. Заведение также работает по франшизе и представлено в десятках городов — от Гонконга и Москвы до Хабаровска и Якутска. По словам Пиличева, в ходе анализа они увидели, что за последние несколько лет доля платежей жителей Каменска-Уральского в кофейнях выросла с 5 до 13%. Это оказалось свободной и востребованной нишей.

Фото: Алексей Школа для 66.RU

Kafema — первое заведение в Каменске-Уральском, где варят кофе всеми возможными способами и сами обжаривают зерна. Заведения работают по франшизе во многих городах, даже в Гонконге.

Кто следующий

В активной проработке у фонда сейчас находится 20 предпринимателей — это те, кто уже готов открывать бизнес по франшизе. Как рассказала Виктория Казакова, 22 октября проект исследования платежеспособного спроса представят на территории Богдановича, через неделю — в Первоуральске, в ноябре — в Асбесте. Всего до 2024 года Business-Data затронет 20 муниципалитетов области.

Сколько денег можно получить

  • Получить поддержку может любой желающий. Главная задача проекта — открывать новый бизнес в моногородах.
  • Business-Data предусматривает открытие бизнесов стоимостью не более 8 млн рублей. До 5 млн рублей — займы СОФПП, до 3 млн рублей — софинансирование со стороны предпринимателя.
  • Если сумма бизнеса меньше, то фонд и предприниматель делят траты пропорционально.
  • Ставка по займу — от 4,5% годовых.