На упаковку франшиз с начала года специалисты СОФПП приняли 23 заявки, из них во второй тур прошли 16. Первые пять компаний от этого числа уже определены на упаковку, остальные находятся в процессе аудита.
Создание франшизы начали в этих компаниях:
Они пройдут аудит в экспертной организации и получат комплексную помощь по упаковке франшизы.
Бизнесмены рассказывают, что карантин пережили по-разному: кто-то наладил онлайн-заказы и работал «в окно», кто-то сокращал издержки. Например, Модный Дом Rubleffka начал практиковать пошив сорочек онлайн — для этого в ателье разработали и внедрили специальные инструкции. Заказчик самостоятельно снимает мерки, а ткань, фурнитуру, форму воротника и манжет выбирают через WatsApp.
Магазины Chai&Coffee сначала полностью закрылись, однако спустя неделю, после изучения документов с юристом, законно открылись вновь. По словам владельца Александра Голубева, бизнесу помогла выжить концепция, в которую включены интернет-магазин, розничный магазин и два приложения: «Мобильный бариста», позволяющий покупать все напитки со скидкой 50%, и
Chai&Coffee, где можно приобрести товар из ассортимента магазина. Пока были закрыты крупные сети, люди перешли на Chai&Coffee и его аудитория возросла.
Именно эти условия — вынужденно налаженная дистанционная работа, прирост аудитории в онлайне, — по словам самих предпринимателей, подтолкнули к развитию проектов. В частности, к такому шагу, как создание франшизы.
Упаковать франшизу — особенно в условиях кризиса — самостоятельно было бы сложно.
— Суть франчайзинга в тиражировании идеологии конкретного бизнеса «под ключ». Несмотря на непростую экономическую ситуацию, есть ряд компаний, которые финансово чувствуют себя стабильно и даже готовы расширяться за счет открытия франчайзинговой сети. Спрос на этот вид поддержки оказался высоким: за месяц на конкурс заявились 28 компаний малого и среднего бизнеса региона.
Как рассказывает генеральный директор ISLZIP.RU Алексей Щербинин, идея открыть франшизу по всей России появилась, когда компания открыла третий магазин.
— Когда мы начали самостоятельно заниматься вопросом и в тестовом режиме открылись в Перми, Тюмени и Москве, поняли, что условия и спрос на запчасти меняются в зависимости от региона. Кроме того, на упаковку франшизы требуются огромные для малого и среднего бизнеса деньги.
Примерно с такой же проблемой столкнулась другая компания, работающая в технической сфере, — «АудиоВидеоСистемы». Ее коммерческий директор Антон Алимпиев рассказал, что, кроме средств, сложность заключается в юридической стороне франчайзинга.
— Мы продаем профессиональную аудио- и видеотехнику 15 лет. Штаб-квартира находится в Екатеринбурге, есть филиалы продаж в Москве и Тюмени. И есть огромное количество партнеров по всей России, но проблема в том, что эти отношения не узаконены. Есть регионы, например Крым, где я не могу выступать от своего юридического лица, а франшиза решила бы такие проблемы.
Немного другая история у компании Chai&Coffee, которая изначально имела иную концепцию и называлась Chaibuket.ru. Упаковка франшизы, считает владелец Chai&Coffee Александр Голубев, ускорит развитие проекта розничного магазина по продаже чая и кофе высшего качества из всех стран произрастания.
— Нас видели только как магазин подарков, но мы продвигаем продажу качественного чая и зернового кофе. В первую очередь мы развиваем культуру, просвещаем наших клиентов, знакомим с чаем высшего качества и свежеобжаренным кофе. Все это и дало повод думать, что наш концепт интересен для других. В период пандемии это помогло нашему кораблю не просто держаться на плаву, но и увеличить ход.
Двум оставшимся компаниям необходим особенный подход — из-за их нишевости. Модный Дом Rubleffka — ателье премиум-сегмента, — во-первых, работает в узком ценовом сегменте. Во-вторых, технология работы у них специфическая. Коммерческий директор модного дома Стояна Ермакова считает, что упаковку франшизы в их случае лучше доверить специалистам.
— Идея масштабирования родилась давно, но в бизнесе много специфики, которую необходимо правильно запротоколировать и формализовать. Недолго думая, мы приняли решение обратиться за помощью в оформлении и упаковке франшизы к профессионалам. Особая благодарность СОФПП за поддержку и своевременную помощь.
Еще один нишевый бизнес — клиника для кошек «Мяура» — сперва должен наладить поиск кадров. Создатель клиники Радик Хайбуллин уверен, что специальную программу подготовки специалистов для работы в клинике необходимо внедрять еще в университете.
— Рынок ухода за кошками растет, потому что на собак, которых нужно выгуливать и дрессировать, у людей нет времени. Но есть серьезный кадровый ограничитель — студентов-ветеринаров надо переучивать. Если мы сможем зайти с учебной программой в вуз, по окончании студент сможет стать партнером «Мяуры». Получит свой небольшой ветеринарный кабинет, платформу, поддержку экспертов по всей России.
Центр франчайзинга появился на базе СОФПП 2019 году. Задача центра — сопровождать предпринимателей, которые собираются создать франшизу, помогать в становлении и упаковке этих франшиз.
За прошлый год с помощью центра создали девять региональных франшиз, также в его портфеле уже 115 партнерских проектов. Помимо упаковки и продажи франшиз, фонд предлагает потенциальным франчайзи специальные займы на их покупку. В 2020 году во время карантина проект заработал как антикризисный инструмент.
Среди компаний, подавших заявки на упаковку франшизы, были представители продуктового ритейла, бизнес по дизайну интерьеров, уходу за больными, обучению детей, кондитерские, кафе, кулинарные мастер-классы.
Кроме упаковки франшиз, сейчас СОФПП также занимается продвижением региональных франшиз, помогает предпринимателям, которые хотят купить готовый бизнес, оценить и выбрать проект. Для этого в СОФПП сформировали магазин франшиз, в который вошли более 100 брендов. Также специалисты фонда обучают по теме франчайзинга тех, кто хочет приобрести франашизу, и тех, кого интересует ее упаковка.