Мэрия Екатеринбурга разрешила работу десяткам киосков в разных районах, которые либо отсутствовали в схеме размещения нестационарных торговых объектов (НТО), либо имели статус «перспективные». Интересно, что по времени это совпало с кадровыми перестановками: в конце апреля Елена Чернышева, проработавшая в горадминистрации 28 лет, ушла с должности главы комитета по товарному рынку — структуры, которая курирует ларечный бизнес.
Новые места под киоски
В марте 2019 года свердловские власти утвердили порядок размещения НТО. Документ предусматривает, что места разыгрываются на аукционе: кто заплатит большую цену, за тем и закрепят торговую точку. А список из 2337 адресов, где работа палаток и ларьков допускается, еще в 2018 году утвердили городские чиновники в схеме размещения НТО. Эти адреса имеют разный статус: в основном это действующие объекты. В этом случае документ фиксирует существующее положение дел. Однако есть и перспективные места. Чтобы их распределить между предпринимателями, как раз и проводятся торги.
Весной 2020 года городские чиновники кулуарно сдали в аренду десяток участков под размещение киосков. Если сравнить первоначальную редакцию схемы и новую версию (есть в распоряжении 66.RU), то можно найти некоторые различия. На примере Орджоникидзевского района это выглядит так:
- В последнем варианте схемы две торговые галереи на Кузнецова, 2 (обе площадью 100 кв. метров) имеют действующий статус. В изначальной — перспективный.
- Сейчас павильон (200 кв. метров) на проспекте Космонавтов, 43 имеет действующий статус, раньше — перспективный.
- Торговая галерея площадью 240 кв. метров на Фронтовых Бригад – Космонавтов сменила статус с перспективной на действующую.
- В схеме появился павильон (80 кв. метров) на проспекте Космонавтов, 86. В предыдущих версиях этого адреса не было. Точно такая же история с одним из киосков на углу улиц Ломоносова и Победы и автомойкой площадью 198 кв. метров на Шефской – Кобозева.
При этом мэрия никаких торгов не проводила и не издавала постановлений о дополнении схемы, как в подобных случаях диктуют регламенты. Такие непрозрачные действия расшатывают сложившуюся систему.
У вышеобозначенных точек есть общая особенность, важная для уличной торговли. Они находятся в эпицентре пешеходного трафика: у ТЦ «Стрелка», ТЦ «Омега», ТЦ «Белка», гипермаркета «Дом», рядом со станциями метро и вдоль магистральных улиц. По сведениям 66.RU, бороться за эти адреса изначально планировали примерно пять бизнесменов, в том числе один из владельцев торгового центра. В нарушении установленной процедуры можно усмотреть признаки преступления, считают они и добавляют, что готовы написать заявление в полицию.
Комитет по товарному рынку и районные администрации
Комитет по товарному рынку, которым руководила Елена Чернышева, а до этого — Виктор Контеев, в 2014 году осужденный за подстрекательство к заказным убийствам и захват «Овощебазы №4», всегда считался обособленным подразделением мэрии. Именно вице-мэр в двухтысячные годы заложил правила и принципы взаимодействия торговцев и власти. Виктор Контеев хоть и был верным членом команды Аркадия Чернецкого, но имел автономию при принятии решений, поскольку был сильным руководителем, рассказывают старожилы городской политики. Коммерсанты знали, в какой кабинет нужно ходить договариваться.
С 2010 года чиновники вовсе перестали заключать договоры с киоскерами. Несмотря на это, киосков и ларьков с каждым годом становилось все больше — в основном за счет нелегальных торговых объектов. Когда муниципалитет захотел навести порядок на этом рынке, стало труднее. Попытки снести незаконный павильон раз за разом терпели неудачу: нередко НТО чуть ли не через день после сноса возвращались на старое место или переезжали через дорогу. А чиновники не могли договориться с полицией о том, как те будут помогать бороться с нелегальными ларечниками.
После смены городской команды в 2018 году новый мэр Александр Высокинский пообещал делегировать главам районов больше полномочий. «Каждый район Екатеринбурга, по сути, третий город области: и по населению, и по промышленному потенциалу. Заключение договоров с предпринимателями по объектам нестационарной торговли должно быть полностью в компетенции руководителей территорий. Они знают свои районы, знают, где и сколько находится таких объектов, и могут намного оперативнее решать повседневные вопросы», — объяснял он свое решение.
К лету 2020 году префекты получили возможность определять состав аукционной комиссии по «нестационарке» и проводить торги. Так, согласно постановлению главы города, каждая комиссия в семи районах должна состоять из четырех представителей уполномоченного органа и трех депутатов городской думы, согласованных чиновниками.
Такие аукционы власти районов готовы были проводить с 1 июля, но из-за того, что часть нестационарных объектов каким-то способом узаконили заранее, необходимость торговаться, повышая цену, у заинтересованных бизнесменов отпала. А районные администрации, во-первых, так и не встроились в финансовую цепочку, когда арендные платежи через них проходят в городской бюджет, а во-вторых, не смогли проконтролировать, кто на долгие годы занял «жирные» точки.
Стрит-ритейл в будущем
В марте 2020 года депутаты гордумы одобрили новые правила размещения нестационарных торговых объектов. Проект горадминистрации, включавший в себя 185 правок, предполагает конкретизацию оснований для расторжения договоров аренды с владельцами павильонов, сроков и порядка проведения аукционов, общих требований к внешнему виду объектов. Предприниматели подозревают, что этим постановлением чиновники запустят вынос киосков из центра к 300-летию города.
Представители администрации Екатеринбурга неоднократно озвучивали планы в будущем уничтожить все ларьки в центре города. Коммерсантам придется переместиться в торговые площади на первых этажах или отдельно стоящие здания.
Часть НТО переедет в зону так называемого второго городского кольца (это микрорайоны, примыкающие к центральной части города). Там останутся только объекты на конечных остановках, киоски с печатной продукцией, цветочные павильоны, киоски, торгующие мороженым и напитками, а также шиномонтажки.
Основная масса «нестационарки» переместится в радиус третьего городского кольца, которое составляют окраинные районы и отдаленные территории.