Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
45945 +381
Выздоровели
38161 +386
Умерли
1018 +11
Россия
Заразились
2269316 +26683
Выздоровели
1761457 +21987
Умерли
39527 +459

«Студия 41» получила от правительства в 7 раз меньше денег, чем ОТВ. Это может привести к закрытию канала

22 июня 2020, 08:00
Из-за пандемии коронавируса телеканал «Студия 41» (ранее назывался «41-Домашний») оказался в тяжелом экономическом положении. Госконтракты практически выработаны, новых в этом году, скорее всего, не будет. При этом количество рекламы сократилось на 70%. Если власти не поддержат канал, то он может закрыться, а это значит, что работу потеряют порядка 50 человек. В это время правительство выделяет на другой свой канал – ОТВ – в семь раз больше.

Под угрозой закрытия

На работу двух телеканалов Екатеринбурга — «Четвертый канал» и «Студия 41» — в этом году областные власти выделили 33 млн. Как рассказала 66.RU управляющая Элеонора Расулова, такое же финансирование было и годами раньше, но тогда эти деньги шли только на «Четвертый канал», а после их объединения средства приходится разделять.

Ситуацию усугубила пандемия коронавируса. Количество рекламы на этих телеканалах сократилось на 70%. Кроме того, в прошлом году у «Четвертого канала» и «Студии 41» были сетевые партнеры — «Пятница» и «Домашний» (их контент транслировали на екатеринбургских каналах помимо собственных программ), что также приносило больше рекламного дохода. Но с 1 января и это сотрудничество закончилось. Теперь оба телеканала на собственном программировании. Это 6 часов оригинального телевизионного производства на базе студии в Limerance в день. С учетом повторов телеканал закрывает местным контентом 18 часов в сутки.

И если «Четвертый канал» сможет выжить, то «Студия 41» оказалась под угрозой закрытия, говорит Элеонора Расулова. В результате больше 50 человек могут потерять работу. Госконтракты практически выработаны. Деньги пошли на зарплаты сотрудникам, вещание и аренду площадей. Судя по экономической ситуации, новой работы с государственной властью в этом году не предвидится. По словам Расуловой, даже если предположить, что пандемия закончится в ближайшее время, рекламные контракты так быстро вернуть не удастся.

Элеонора Расулова, управляющая «Студией 41» и «Четвертым каналом»

— Я не говорю, что «Студия 41» сейчас закрывается, но я объективно понимаю, что это возможно. Я не буду ждать, пока не смогу выплачивать людям зарплату. В случае чего, мне нужно будет пойти на этот шаг. Чтобы такого не было, собственники должны пересмотреть свое отношение к каналу с точки зрения финансов. И решение надо принимать уже сейчас, в июне.

По словам управляющей каналов, она постоянно информирует собственника канала «Монетный щебеночный завод» (100% акций принадлежит правительству Свердловской области) по поводу этой ситуации и пишет письма чиновникам, но пока ситуация не меняется.

Ради экономии «Четвертый канал» даже решился на необычный эксперимент — на 10 дней он переедет из студии в бизнес-центре Limerance в открытый павильон у станции метро «Площадь 1905 года» и Театра эстрады. Так работники канала планируют привлечь внимание к себе.

Неравномерное распределение средств

В 2019 году, согласно отчету пресс-службы губернатора Евгения Куйвашева о расходовании бюджетных средств, другой местный канал — ОТВ — получил от свердловского правительства контракты на сумму 154 млн рублей. Это подтверждает и информация, размещенная на сайте госзакупок. При этом у «Четвертого канала» госконтрактов в прошлом году было на 24,6 млн рублей, а у «Студии 41» — на 20 млн. Выходит, что ОТВ получило средств от правительства в семь с лишним раз больше, чем «Студия 41» и в шесть раз больше, чем «Четвертый канал».

Генеральный директор ОТВ Антон Стуликов заявил 66.RU, что телекомпания получает деньги заслуженно — за счет выполнения госконтрактов. «Мы их честно выигрываем и исполняем. Уверен, что и «Четвертый канал» не получает деньги просто так, на свое существование. Публикуется определенный контракт, заказ. У каждого контракта есть ТЗ (технические задания, — прим. ред.). И я лично, и вся команда ОТВ работаем на то, чтобы телеканал как предприятие был физически, экономически и творчески в состоянии выполнить эти ТЗ», — сказал Стуликов.

Разницу в финансировании он объясняет максимальным охватом. В частности, он напомнил, что в 2017 году ОТВ в числе первых в России отстоял право на «21 кнопку», которая гарантирует каналу присутствие во всех кабельных сетях Свердловской области. Также у канала в приоритете — спутниковое вещание на «Триколоре» и «Телекарте». С ноября 2019 года появилась возможность врезок в цифровой эфир федерального канала ОТР в объеме 5 часов в сутки.

«То есть ОТВ — региональный канал с максимальным присутствием в реальных телевизорах жителей области. Для тех, кто телек выбросил, мы сделали онлайн-канал ОТВ 24, смотреть можно на «Яндекс. Эфире» и на 8 ОТТ- площадках (Spb.TV, PeersTV, LimeHD и других). То есть мы по охвату вещанием нарастили конкурентное преимущество. Собственно, оно и позволяет исполнять больше контрактов. Такого, что «Антон, вот это тебе деньги, вот Эле Расуловой деньги» не было никогда. Нам никто ничего не выделяет просто так», — заявил Антон Стуликов.

При этом Элеонора Расулова ранее также заявляла, что технически «Четвертый канал» может вещать по всей Свердловской области. По ее словам, стоимость на спутниковое вещание составит 25,9 млн рублей, что аналогично затратам ОТВ на эту услугу.

Антон Стуликов же выразил надежду, что кабельные операторы все-таки разыграют конкурсы на присутствие на 22-й кнопке (это аналог «21 кнопки», но в масштабах одного муниципалитета). Конкурс по Екатеринбургу должен был пройти в апреле, но из-за коронавируса все сдвинулось. «Я болею за «Четвертый канал» и желаю ему стать «22-й кнопкой», — заявил Стуликов.

При этом он добавил, что даже тех денег, которые идут на ОТВ, не хватает. «Рекламный рынок просел. Скидок, допустим на вещание в спутнике, никто нам не дает. Нам тяжело. Мы работаем», — заявил он.

Что показывают рейтинги

Рейтинг телесмотрения, составленный федеральным оператором MediaHills за 2019 год, показывает, что в Екатеринбурге ОТВ не является самым востребованным местным телеканалом. В столице Урала рейтинг востребованности областного телевидения составляет 14% (это среднее количество человек, смотревших телеканал, выраженное в процентах от населения в рамках целевой аудитории). У «Четвертого канала» этот рейтинг выше — он достигает 18,3%. У «Студии-41» этот показатель 8,3%.

При этом аналитики разных измерений сходятся во мнении, что наибольшую долю просмотров приносит программа «Новости 9 ½», которая выходит на ОТВ. Как отмечает Элеонора Расулова, если бы это программа выходила, например, на «Четвертом канале», то его рейтинг был бы еще выше, то есть выше тех цифр, что имеют сейчас «Новости Четвертого канала». При том что «9 ½» не производят на ОТВ, а покупают у Иннокентия Шеремета, говорит Расулова.

Но Антон Стуликов же отмечает, что такие замеры, как MediaHills, не охватывают жителей всех населенных пунктов Свердловской области. Он привел в пример опрос ВЦИОМ, в ходе которого спрашивали мнение людей из 87 населенных пунктов: от Екатеринбурга до отдаленных сел. Этот опрос проводился по инициативе самого ОТВ методом телефонного интервью. Всего таким образом опросили 1000 человек. «Смотрят «Областное телевидение» 72% жителей Среднего Урала. Уровень зрительского доверия к ОТВ постоянно растет», — заявил генеральный директор телеканала. Также он рассказал об исследовании депутата Госдумы Дмитрия Ионина, который тоже опросил 1000 человек и выяснил, что ОТВ стало самым упоминаемым СМИ в разделе ТВ.

Между тем число людей, которые узнают новости из интернета, а не по телевизору, постоянно растет, что ставит вопрос о целесообразности выделения больших средств на местные телеканалы. Так, в последнее время многие официальные новости люди узнают из Instagram губернатора Свердловской области Евгений Куйвашева, у которого 206 тысяч подписчиков.

66.RU направил также официальный запрос в департамент информационной политики Свердловской области, чтобы понять их принцип распределения финансирования между каналами.