Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
47445 +382
Выздоровели
39674 +386
Умерли
1060 +13
Россия
Заразились
2375546 +28145
Выздоровели
1859851 +29502
Умерли
41607 +554

«Это бизнес про любовь»: команда магазина «Ель» запустила производство варенья из уральских дикоросов

5 июня 2020, 10:05
«Это бизнес про любовь»: команда магазина «Ель» запустила производство варенья из уральских дикоросов
Фото: Предоставлено Еленой Винниковой 66.RU
Бренд «Урал» выпускает варенья и сладости из дикой земляники, молодых шишек и других натуральных продуктов, которые растут в регионе. Основательница проекта рассказала 66.RU, что в будущем команда планирует открыть кафе с уральской продукцией и создать деревню, где каждый сможет сварить варенье из свежих ягод.

Генеральный директор компании «Инпро» и владелица магазина «Ель» Елена Винникова запустила проект по сбору уральских дикоросов, из которых делают варенья и другие полезные продукты под брендом «Урал». Елена рассказала 66.RU, что у команды много планов — сейчас это один небольшой мобильный цех, но в будущем появится целая деревня, где туристы смогут самостоятельно приготовить сладости из натуральных продуктов.

20 лет мы делали сувениры, но решили попробовать новое

С непищевым производством мы работаем более 20 лет, а несколько лет назад решили заняться чем-то новым. Когда открылась «Ель» в Ельцин Центре, стали искать уральские мануфактуры, чтобы закупать у них готовые натуральные продукты — мед, варенья, чаи. Оказалось, это не так просто — некоторые используют некачественное или привозное сырье, а нам было принципиально, чтобы все было местным. Тогда в прошлом году зимой решили, что будем запускать собственное пищевое производство.

Главной сложностью для нас было выбрать место. У нас есть цеха, где мы производим мерч, но туда не могли поставить продуктовый цех — пыль и краска попадали бы в еду. В итоге мы решили купить прицеп-рефрижератор, который можно перевозить в течение сезона. Установили в нем дизельный генератор и подвели воду. Такой мобильный цех можно ставить прямо в деревне и не тратить время на перевозку собранных ягод в город.

Фото: Предоставлено Еленой Винниковой 66.RU

В этом году команда фестиваля «Стенография» раскрасила прицеп. Теперь сюда смогут приезжать люди, фотографироваться с ним, а мы будем показывать им наше производство.

В прошлом году объехали деревни Челябинской и Свердловской областей, Пермского края, где оставляли объявления о покупке диких ягод и молодых шишек. Увидели, что многие деревни живут весь год только за счет летнего сбора. Нас это вдохновило — мы хотим помогать людям здесь. Сейчас нас нельзя назвать социальным проектом, но мы нацелены поддерживать деревни и производить местный продукт — это одна из ценностей нашей компании.

В деревнях, где ищем дикоросы, живут пять-семь семей и они удалены на 70–100 км от больших городов, трасс и производств. За прошлый год у нас сформировалась база таких населенных пунктов, с которыми сейчас работаем.

Передвижной цех уже обустроен по максимуму

В нашем передвижном цехе мы уже заняли все пространство. Там размещено оборудование для всех этапов производства — мойка, подготовка, упаковка. Если мы захотим добавить какую-нибудь новую технологию, нам будет некуда поставить оборудование под нее. Это наша боль.

Непосредственно на производстве работают два человека — в цех мы не сможем больше людей поставить, потому что они будут мешать друг другу. Также у нас в команде есть технолог, водитель, дизайнер и руководитель.

Агротуризм на Урале

Сейчас наш передвижной цех стоит на границе Челябинской области и Башкирии. Мы хотим его перевезти в Свердловскую область и разместить здесь полномасштабное производство.

В идеале хотим сделать свой агротуризм — деревню, куда можно приехать на несколько дней, собрать землянику и самостоятельно сварить варенье. Хочется показать, как хорошо жить в деревне.

Кроме этого, хотим открыть свое кафе. Там также будет лавка с мерчем и место для лекций про Урал. Все это зависит от финансов — мы не любим заемные деньги. Конечно, используем господдержку — гранты и льготные кредиты под оборудование. Но строить бизнес на заемные деньги из банка — это не про нас.

По нашим расчетам, нужно еще три года, чтобы проект окупился. Этот срок увеличился из-за пандемии — наверно, в конце 2020 года мы сможем лучше понять, сколько времени еще понадобится. Но даже по непищевому производству в обычное время отработка одного станка занимала два-три года.

Фото: Предоставлено Еленой Винниковой 66.RU

Когда разбивают плантации, это менее экологично, чем собирать то, что выросло само. Так мы меньше вредим природе, на мой взгляд. Хотя это вопрос объема. Наш край огромен, поэтому у нас есть с чем экспериментировать. Вот, например, на сезон надо всего 2 тонны шишек — этого хватит на 15 тыс. средних баночек варенья.

Расходов много, но это проект про любовь к Уралу

В этом проекте у нас нет ожиданий, что он должен приносить деньги. Это бизнес, но он больше про любовь к нашему краю, а не про прибыль. Расходов очень много — в прошлом году мы закупали станки, в этом году тоже многое успели купить до пандемии.

Мы сталкиваемся с разными трудностями — то банок хороших нет и возникают какие-то проблемы со стекольными заводами, то в деревне с электричеством беда. Последнее происходит часто — нет регулярного потока в 180 вольт, а у нас из-за этого ломается оборудование.

Мы уже видим, как должен развиваться проект в будущем, но нужно время, чтобы он таковым стал. Тогда сможем сделать полноценный социальный проект, а сейчас у нас задача его сформировать до конца. Еще сезона два для этого нам нужно поработать.

Конкуренция за дикоросы огромная

Сбором дикоросов занимаются крупные и небольшие компании. Например, в этом году мало шишек — все уже скупила Москва. До начала коронавируса «Ель» много продавала меда, варенья и чая, потому что в этот магазин часто приходят туристы. Кроме того, многие наши корпоративные клиенты покупают такие продукты на праздники.

Сейчас продажи по магазину упали на 40%. Когда началась эпидемия, мы решили, что можно было бы продавать нашу продукцию в обычных магазинах. Но за два месяца проработки не заключили ни одного контракта. У торговых сетей уже налажены связи и отношения с поставщиками, и они не видят смысла что-то менять. Значит, будем работать напрямую с покупателями. Может, со временем появятся новые партнеры, которые тоже поддержат нашу идею.

В этом году будем расширять линейку — появятся вяленые шишки, нуга из шишек, леденцы и сублимированные ягоды.