Генеральный директор компании «Инпро» и владелица магазина «Ель» Елена Винникова запустила проект по сбору уральских дикоросов, из которых делают варенья и другие полезные продукты под брендом «Урал». Елена рассказала 66.RU, что у команды много планов — сейчас это один небольшой мобильный цех, но в будущем появится целая деревня, где туристы смогут самостоятельно приготовить сладости из натуральных продуктов.
20 лет мы делали сувениры, но решили попробовать новое
С непищевым производством мы работаем более 20 лет, а несколько лет назад решили заняться чем-то новым. Когда открылась «Ель» в Ельцин Центре, стали искать уральские мануфактуры, чтобы закупать у них готовые натуральные продукты — мед, варенья, чаи. Оказалось, это не так просто — некоторые используют некачественное или привозное сырье, а нам было принципиально, чтобы все было местным. Тогда в прошлом году зимой решили, что будем запускать собственное пищевое производство.
Главной сложностью для нас было выбрать место. У нас есть цеха, где мы производим мерч, но туда не могли поставить продуктовый цех — пыль и краска попадали бы в еду. В итоге мы решили купить прицеп-рефрижератор, который можно перевозить в течение сезона. Установили в нем дизельный генератор и подвели воду. Такой мобильный цех можно ставить прямо в деревне и не тратить время на перевозку собранных ягод в город.
Фото: Предоставлено Еленой Винниковой 66.RU |
---|
В этом году команда фестиваля «Стенография» раскрасила прицеп. Теперь сюда смогут приезжать люди, фотографироваться с ним, а мы будем показывать им наше производство. |
В прошлом году объехали деревни Челябинской и Свердловской областей, Пермского края, где оставляли объявления о покупке диких ягод и молодых шишек. Увидели, что многие деревни живут весь год только за счет летнего сбора. Нас это вдохновило — мы хотим помогать людям здесь. Сейчас нас нельзя назвать социальным проектом, но мы нацелены поддерживать деревни и производить местный продукт — это одна из ценностей нашей компании.
В деревнях, где ищем дикоросы, живут пять-семь семей и они удалены на 70–100 км от больших городов, трасс и производств. За прошлый год у нас сформировалась база таких населенных пунктов, с которыми сейчас работаем.
Передвижной цех уже обустроен по максимуму
В нашем передвижном цехе мы уже заняли все пространство. Там размещено оборудование для всех этапов производства — мойка, подготовка, упаковка. Если мы захотим добавить какую-нибудь новую технологию, нам будет некуда поставить оборудование под нее. Это наша боль.
Непосредственно на производстве работают два человека — в цех мы не сможем больше людей поставить, потому что они будут мешать друг другу. Также у нас в команде есть технолог, водитель, дизайнер и руководитель.
Агротуризм на Урале
Сейчас наш передвижной цех стоит на границе Челябинской области и Башкирии. Мы хотим его перевезти в Свердловскую область и разместить здесь полномасштабное производство.
В идеале хотим сделать свой агротуризм — деревню, куда можно приехать на несколько дней, собрать землянику и самостоятельно сварить варенье. Хочется показать, как хорошо жить в деревне.
Кроме этого, хотим открыть свое кафе. Там также будет лавка с мерчем и место для лекций про Урал. Все это зависит от финансов — мы не любим заемные деньги. Конечно, используем господдержку — гранты и льготные кредиты под оборудование. Но строить бизнес на заемные деньги из банка — это не про нас.
По нашим расчетам, нужно еще три года, чтобы проект окупился. Этот срок увеличился из-за пандемии — наверно, в конце 2020 года мы сможем лучше понять, сколько времени еще понадобится. Но даже по непищевому производству в обычное время отработка одного станка занимала два-три года.
Фото: Предоставлено Еленой Винниковой 66.RU |
---|
Когда разбивают плантации, это менее экологично, чем собирать то, что выросло само. Так мы меньше вредим природе, на мой взгляд. Хотя это вопрос объема. Наш край огромен, поэтому у нас есть с чем экспериментировать. Вот, например, на сезон надо всего 2 тонны шишек — этого хватит на 15 тыс. средних баночек варенья. |
Расходов много, но это проект про любовь к Уралу
В этом проекте у нас нет ожиданий, что он должен приносить деньги. Это бизнес, но он больше про любовь к нашему краю, а не про прибыль. Расходов очень много — в прошлом году мы закупали станки, в этом году тоже многое успели купить до пандемии.
Мы сталкиваемся с разными трудностями — то банок хороших нет и возникают какие-то проблемы со стекольными заводами, то в деревне с электричеством беда. Последнее происходит часто — нет регулярного потока в 180 вольт, а у нас из-за этого ломается оборудование.
Мы уже видим, как должен развиваться проект в будущем, но нужно время, чтобы он таковым стал. Тогда сможем сделать полноценный социальный проект, а сейчас у нас задача его сформировать до конца. Еще сезона два для этого нам нужно поработать.
Конкуренция за дикоросы огромная
Сбором дикоросов занимаются крупные и небольшие компании. Например, в этом году мало шишек — все уже скупила Москва. До начала коронавируса «Ель» много продавала меда, варенья и чая, потому что в этот магазин часто приходят туристы. Кроме того, многие наши корпоративные клиенты покупают такие продукты на праздники.
Сейчас продажи по магазину упали на 40%. Когда началась эпидемия, мы решили, что можно было бы продавать нашу продукцию в обычных магазинах. Но за два месяца проработки не заключили ни одного контракта. У торговых сетей уже налажены связи и отношения с поставщиками, и они не видят смысла что-то менять. Значит, будем работать напрямую с покупателями. Может, со временем появятся новые партнеры, которые тоже поддержат нашу идею.
В этом году будем расширять линейку — появятся вяленые шишки, нуга из шишек, леденцы и сублимированные ягоды.