Интеллектуальные квизы пришли в Екатеринбург в середине десятых годов и прочно закрепились в топе популярных форм досуга. Несколько раз в неделю горожане собирались в баре или кафе, чтобы поиграть в «Мозгобойню». Компания Mozgo, организатор таких игр, начала продавать франшизы, и к марту 2020 года под этим брендом проводились вечеринки в 17 странах и 277 городах — от Нью-Йорка и Берлина до Алапаевска и Режа.
Фото: Предоставлено 66.RU пабликом "Мозгобойня в Екатеринбурге" |
---|
Основатели и франчайзи проводили сотни ивентов еженедельно, а повсеместный карантин, казалось бы, поставил весь офлайновый бизнес под угрозу смерти. «Основной заработок нашей компании был связан с тем, что люди приходили в бары, покупали билеты и участвовали в играх. Из-за карантина мы лишились 95% выручки. Но не всей», — рассказывает соучередитель и гендиректор компании Mozgo Антон Писчиков.
Дело в том, что компания последние полтора года начала инвестировать в IT-разработку и развивать онлайн-продукты. Так, еще до эпидемии появилась домашняя игра MozgoParty, которая скачивается на компьютер. Голос за кадром задает вопросы, а участник записывает ответы. Играть в нее можно как одному, так и вместе с семьей. Когда власти запретили массовые мероприятия и закрыли общепит, направление, приносившее 5% доходов, стало точкой роста.
В апреле прошла первая «Мозгобойня Live». Механика игры не отличается от классической «Мозгобойни» (7 туров по 7 вопросов), только команды собираются не в баре, а перед монитором. Игру проводят ведущие из специально оборудованной студии, участники платят (только меньше), чтобы получить доступ к платформе. В апреле, утверждает Антон Писчиков, компания заработает на онлайн-викторинах 40% от уровня прошлого года, а в мае — 60%.
Фото: Предоставлено 66.RU пабликом "Мозгобойня в Екатеринбурге" |
---|
Антон Писчиков, директор Mozgo:
— Такой формат стирает расстояние, одновременно могут играть из сотни мест. Раньше мы конкурировали с развлечениями в рамках одного города, а сейчас поле конкуренции сузилось. Раньше пойти в кино человеку было проще, потому что патерн поведения отработан. Сейчас все изменилось. Мы воспринимаем эту ситуацию с точки зрения расширения аудитории.
В компании поняли, что в нынешних условиях нарастить выручку можно только за счет новой аудитории. Для этого Mozgo начала придумывать тематические корпоративные игры. Недавно предприниматель договорился о запуске квиза на одном из самых посещаемых спортивных медиа в России Sports.ru. Есть реализованные маркетинговые проекты с Dodo-Pizza и Wargaming — разработчиком World of Tanks. Например, в случае с пиццерией покупателю достается не только заказ, но и промокод для разового участия в «Мозгобойне».
Фото: Предоставлено 66.RU пабликом "Мозгобойня в Екатеринбурге" |
---|
По сути, режим самоизоляции только ускорил цифровизацию бизнеса организатора квизов. По признанию сотрудников, раньше над продуктом команда могла раздумывать по полгода и не выводить на рынок. Сегодня выпуск новой игры занял чуть больше недели.
То, что модель переориентации на «цифру» верна, подтверждают в организации, которая помогает малому и среднему бизнесу, — в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства.
Валерий Пиличев, заместитель директора СОФПП:
— Мы видим, что в условиях кризиса предприниматели стараются приспособиться и найти новые ниши для себя: кто-то переориентировал производство под выпуск предметов первой необходимости в период пандемии, кто-то ушел в онлайн. Mozgo — яркий пример того, как менеджмент не только оставил компанию на плаву, но еще и открыл для нее новые перспективы.
В момент переосмысления бизнес-модели под новую реальность, по признанию Антона Писчикова, нагрузка на работников возросла, а уровень доходов, наоборот, упал. В какой-то момент фирма поставила на паузу расходы: пошла договариваться с арендодателем о скидках за офис. Работники смогли быстро переехать по домам. Директор собрал сотрудников и сделал жесткое объявление: нужно, чтобы они нашли способ принести в компанию деньги. Часть сразу ушли, но те, кто остался, — проявили себя.
В первые дни руководители смоделировали три варианта развития событий, устроили стресс-тест, при котором падение выручки составило бы 30%, 50% или 90%. И при каждом варианте в компании оставалась бы часть сотрудников с определенным функционалом.
Параллельно с этим у Mozgo возникла неопределенность в отношении с франчайзи. В «мирные времена» партнер организовывал вечеринки, приводил туда людей и получал за это деньги. Одномоментно всего этого не стало. Кто-то начал создавать студии и придумывать игры, кто-то, у кого нет технической возможности, приводил аудиторию на чужие викторины, зарабатывая свой процент. Антон Писчиков считает, что кризис сильно поменяет сеть.
Антон Писчиков:
— Мы не ждем возвращения мероприятий раньше осени. Все концерты переносятся на октябрь-ноябрь. Даже если бары и рестораны откроют раньше, думаю, сохранятся ограничительные меры или мы сами будем органичивать свое поведение, не посещать места с большим скоплением народа. Поэтому до того момента наши партнеры — не ивентщики, а маркетинговые агентства, которые должны бороться за внимание людей.
Онлайн не сможет полноценно заменить участникам личные встречи, барные посиделки, атмосферу и смену обстановки — то, что придает «Мозгобойне» синергию. Однако люди по-прежнему любят соревноваться, по-прежнему хотят узнавать что-то новое.
«Привычки меняются. То, что раньше было непонятно, сейчас норма жизни. К тому же потребность общаться никуда не делась. Мы все время придумываем форму повода для встреч. Если вы активный человек, то посидеть-покушать быстро надоедает», — считает Антон Писчиков.