Федеральная казна не планирует выделять деньги на строительство метро в Екатеринбурге. Об этом написал замминистра финансов Андрей Иванов в ответ на запрос свердловского отделения партии «Родина». Чиновник посоветовал строить двупутный тоннель вместо двух однопутных, а также привлекать к открытию новых станций инвесторов-«выгодоприобретателей».
Иванов посоветовал Екатеринбургу обратить внимание на модель транспортно-ориентированного девелопмента. Согласно ей, инвестор, который участвовал в строительстве станции или транспортно-пересадочного узла, получает право застраивать участки вблизи него коммерческой или жилой недвижимостью.
В пример замминистра привел опыт владельца «Крокус-Групп» Араса Агаларова, инвестировавшего $30 млн в строительство станции метро «Мякинино». Это первая станция Московского метро, вышедшая за пределы столицы — в Подмосковье.
«Мякинино» открыли в 2009 году. Рядом с ней расположены объекты Агаларова: многофункциональный комплекс «Крокус Сити», международный выставочный центр «Крокус Экспо», концертный зал «Крокус Сити Холл» на 6 тысяч зрителей, «Крокус Сити Молл», ТРК Vegas и гипермаркет «Твой дом». При этом реальными выгодоприобретателями стали около 100 тысяч человек — жители Павшинской поймы, которые благодаря подземке смогли добираться в столицу без пробок.
Но в 2016-м вокруг станции произошел скандал, ставший, по выражению Араса Агаларова, «снегом на голову». Власти объявили, что «Мякинино» не соответствует требованиям безопасности, предупредили о закрытии станции, но затем передумали и призвали компанию «устранить проблемы, которые не могут решить седьмой год».
По неофициальной информации, причиной ситуации послужили разногласия чиновников и бизнеса — они не могли определиться, кто должен финансировать содержание станции, писал Forbes. По предположению РБК, объявление о закрытии станции, которое дали перед Московским международным автосалоном в «Крокус Экспо», было воспитательным — «частный капитал должен знать свое место и не зарываться».
Екатеринбургские девелоперы, которых опросил 66.RU, считают, что опыт Подмосковья местным властям и застройщикам повторить не удастся. Причина проста: инвестор-«выгодоприобретатель» никогда не окупит вложений в подземку.
Потратив на станцию около 2 млрд рублей, девелопер не сможет реализовать построенную недвижимость на ту же сумму. При этом примерная стоимость гектара земли в Екатеринбурге вблизи транспортных развязок и станций метро — 450 млн рублей. Таким образом, участие в проекте строительства метро влечет неоправданные расходы для инвестора.
Поступившее письмо сочли бессодержательным и формальным. После советов обратить внимание на зарубежный и российский опыт замминистра финансов резюмировал: «Учитывая изложенное, финансовое обеспечение [строительства метро] должно осуществляться без привлечения средств федерального бюджета».