Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Минфин посоветовал Екатеринбургу строить вторую ветку метро на деньги девелоперов. Это возможно?

17 февраля 2020, 18:18
Минфин посоветовал Екатеринбургу строить вторую ветку метро на деньги девелоперов. Это возможно?
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU
Федеральные чиновники предлагают городу «рассмотреть зарубежный и российский опыт»: предоставлять девелоперам участки под коммерческую недвижимость и жилье на территории вокруг станций, благодаря за помощь при строительстве транспортной инфраструктуры. Но местные застройщики не заинтересованы тратить миллионы долларов, которые в существующих условиях не окупятся.

Федеральная казна не планирует выделять деньги на строительство метро в Екатеринбурге. Об этом написал замминистра финансов Андрей Иванов в ответ на запрос свердловского отделения партии «Родина». Чиновник посоветовал строить двупутный тоннель вместо двух однопутных, а также привлекать к открытию новых станций инвесторов-«выгодоприобретателей».

Иванов посоветовал Екатеринбургу обратить внимание на модель транспортно-ориентированного девелопмента. Согласно ей, инвестор, который участвовал в строительстве станции или транспортно-пересадочного узла, получает право застраивать участки вблизи него коммерческой или жилой недвижимостью.

В пример замминистра привел опыт владельца «Крокус-Групп» Араса Агаларова, инвестировавшего $30 млн в строительство станции метро «Мякинино». Это первая станция Московского метро, вышедшая за пределы столицы — в Подмосковье.

«Мякинино» открыли в 2009 году. Рядом с ней расположены объекты Агаларова: многофункциональный комплекс «Крокус Сити», международный выставочный центр «Крокус Экспо», концертный зал «Крокус Сити Холл» на 6 тысяч зрителей, «Крокус Сити Молл», ТРК Vegas и гипермаркет «Твой дом». При этом реальными выгодоприобретателями стали около 100 тысяч человек — жители Павшинской поймы, которые благодаря подземке смогли добираться в столицу без пробок.

Но в 2016-м вокруг станции произошел скандал, ставший, по выражению Араса Агаларова, «снегом на голову». Власти объявили, что «Мякинино» не соответствует требованиям безопасности, предупредили о закрытии станции, но затем передумали и призвали компанию «устранить проблемы, которые не могут решить седьмой год».

По неофициальной информации, причиной ситуации послужили разногласия чиновников и бизнеса — они не могли определиться, кто должен финансировать содержание станции, писал Forbes. По предположению РБК, объявление о закрытии станции, которое дали перед Московским международным автосалоном в «Крокус Экспо», было воспитательным — «частный капитал должен знать свое место и не зарываться».

Екатеринбургские девелоперы, которых опросил 66.RU, считают, что опыт Подмосковья местным властям и застройщикам повторить не удастся. Причина проста: инвестор-«выгодоприобретатель» никогда не окупит вложений в подземку.

Потратив на станцию около 2 млрд рублей, девелопер не сможет реализовать построенную недвижимость на ту же сумму. При этом примерная стоимость гектара земли в Екатеринбурге вблизи транспортных развязок и станций метро — 450 млн рублей. Таким образом, участие в проекте строительства метро влечет неоправданные расходы для инвестора.

Поступившее письмо сочли бессодержательным и формальным. После советов обратить внимание на зарубежный и российский опыт замминистра финансов резюмировал: «Учитывая изложенное, финансовое обеспечение [строительства метро] должно осуществляться без привлечения средств федерального бюджета».

  • Впрочем, расстраиваться не стоит. Президент Владимир Путин обещал Екатеринбургу новые станции метро. Но только после завершения ветки в Красноярске. То есть после 2023 года.
  • В ожидании помощи от федеральных властей, местная администрация каждые пару лет обновляет документацию, необходимую для строительства. В этом году за нее заплатили 140 млн рублей.
  • Чтобы протянуть линию с ВИЗа на ЖБИ, нужно 73,7 млрд рублей. У города и региона таких денег нет. Экс-министр правительства Москвы Сергей Капков считает, что ситуация патовая: никто не будет строить метро в субъектах. Вместо подземки городам-миллионникам нужно развивать скоростной трамвай — это дешевле и не так трудозатратно, считает он.