Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Кольцово резко подорожал авиакеросин. Как это отразится на билетах

10 февраля 2020, 16:00
В Кольцово резко подорожал авиакеросин. Как это отразится на билетах
Фото: архив 66.RU
Несмотря на то, что авиакомпании несут многомиллиардные убытки из-за дорогого топлива, они не смогут бесконечно поднимать цены, чтобы не потерять клиентов и не разориться.

Стоимость тонны топлива в Кольцово за месяц выросла на 8000 рублей

В январе цена тонны топлива в Кольцово выросла на 8 тыс. рублей — до 55,59 тыс. Таким образом из аэропорта-миллионника с самым дешевым ГСМ Кольцово превратился в аэропорт-миллионник с самым дорогим керосином. Сильнее цены за месяц выросли только во Владивостоке — на 31,4%, Иркутске — на 24%, Южно-Сахалинске — на 18,3% и Екатеринбурге — на 17%. Тогда как в целом по стране топливо подорожало всего на 1%.

Стоимость одной тонны авиационного топлива в городах-миллионниках в январе 2020 года:

  1. Кольцово (Екатеринбург) — 55 592 (+17%)
  2. Уфа — от 50 900 до 55 743 (+12,9)
  3. Платов (Ростов-на-Дону) — 53 572 (-1%)
  4. Емельяново (Красноярск) — 52 244 (+9,8%)
  5. Нижний Новгород — 52 017 (+0,4%)
  6. Волгоград — 51 988 (-1,3%)
  7. Пермь — 49 015 (-3,5%)
  8. Пулково (Санкт-Петербург) — 48 550 (0%)
  9. Воронеж — 48 500 (-1%)
  10. Баландино (Челябинск) — 48 095 (0%)
  11. Курумоч (Самара) — 47 550 (-0,8%)
  12. Московский авиационный узел — от 46 860 до 47 500 (0%)
  13. Казань — 46 965 (0%)
  14. Толмачево (Новосибирск) — 46 000 (0%)
  15. Омск — 45 356 (0%)

Еще летом 2019 года Кольцово входил в тройку аэропортов с самым дешевым авиационным топливом среди городов-миллионников.

Цены на авиационный керосин в России начали расти с середины 2018 года. Тогда топливо подорожало сразу на 20%, а перевозчики понесли колоссальные убытки — около 50 млрд рублей по итогам 2018 года. Согласно отчету Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2019 году ситуация стабилизировалась, однако по итогам первых 6 месяцев убытки все равно составили 51,88 млрд рублей.

Как это отразится на билетах

Авиатопливо — одна из самых затратных статей перевозчиков и составляет порядка трети стоимости билета. И в АЭВТ неоднократно заявляли, что перевозчики будут вынужденно повышать цены на билеты, чтобы компенсировать убытки.

По итогам 2018 года из-за цен на авиакеросин стоимость авиабилетов в среднем по России выросла на 10%, хотя в предыдущие годы рост в среднем составлял 2%. Из-за дорожавшего топлива компании были вынуждены повышать топливные сборы.

В отчете АЭВТ указано, что по итогам 9 месяцев стоимость одного авиабилета на внутренних воздушных линиях составила 9,7 тыс. рублей. Рост цены составил 7,8%. При этом на международных линиях билеты, наоборот, незначительно подешевели.

По данным «Известий», которые ссылаются на Росстат, за восемь месяцев 2019 года средняя цена авиабилета экономкласса поднялась на 24,1%. При этом в Минтрансе называли значительно более низкую цифру — 7%.

В АЭВТ прогнозировали, что по итогам года рост цен составит 9-10% и продолжится в 2020 году.

По мнению исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, в целом по итогам 2020 года рост цен составит примерно 5%, а колебания будут носить сезонный характер.

В январе «Победа» заявила о возможном повышении стоимости авиабилетов на внутренних рейсах, поскольку цена на топливо в российских аэропортах продолжает расти, в то время как в зарубежных — остается стабильной. Представитель лоукостера подтвердил РИА «Новости», что перевозчик значительно увеличил объем закупаемого за рубежом топлива. «Компания уже достигла максимально возможного объема закупаемого за рубежом топлива, где цены ниже, чем в российских регионах, поэтому теперь компания будет вынуждена повышать цены авиабилетов», — заявил источник.

Не стоит паниковать

Однако бесконечно перекладывать расходы на пассажиров перевозчики не смогут. Это связано с жесткой конкуренцией на рынке и низкой платежеспособностью населения. «Жесткая конкуренция за пассажира не позволяет авиакомпаниям повышать тарифы. Цены могут сильно вырасти, если перевозчики урежут флот или один из них уйдет с рынка», — пояснял РБК президент Utair Павел Пермяков.

В Росавиации еще по итогам 2018 года отмечали, что рост стоимости топлива для каждой авиакомпании существенно выше роста цен на билеты и «при ограниченности платежеспособного спроса на авиаперевозки со стороны пассажиров» компании не могут возмещать увеличивающиеся расходы на топливо за их счет.

Как рассказал «РГ» замдиректора Института инженерной экономики и гуманитарных наук Даниил Квон, в 2020 году перевозчики рассчитывают получить прибыль в основном за счет роста пассажиропотока, а для этого нужно сдерживать цены на авиабилеты.

Ранее в беседе с корреспондентом 66.RU исполнительный директор ассоциации Михаил Мальцев также называл причины, по которым перевозчики не станут повышать цены на билеты. «Покупательная способность и спрос не позволяют сильно разогнаться и увеличивать стоимость. Туризм год от года не показывает рост, и увеличение стоимости авиаперелета едва ли способно себя оправдать», — отмечает эксперт.