Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

У всех мусорных протестов региона — один организатор. Кто он такой и что ему нужно?

4 декабря 2019, 08:00
интервью
У всех мусорных протестов региона — один организатор. Кто он такой и что ему нужно?
Фото: личная страница Эдуарда Мансурова в социальной сети Facebook
Роль организатора протестного движения против строительства полигонов в Свердловской области взял на себя бывший депутат гордумы со связями в мусорном бизнесе Эдуард Мансуров. В интервью журналисту 66.RU он признался, в частности, что лоббирует интересы предпринимателей, которые не попали в план мусорной реформы, но очень хотят в ней поучаствовать и построить полигоны отходов — вместо тех, что запланированы сейчас.

Эдуард Мансуров проявил себя в качестве модератора протеста примерно в ноябре, когда начались массовые уличные акции против строительства полигонов в Сысертском городском округе и в окрестностях Березовского. Он подробно описывает у себя в соцсетях акции, выступает их организатором, собирает пресс-конференции.

При этом, в отличие от других участников митингов и пикетов, сам Эдуард не просто «житель Свердловской области». Ранее он был занят в мусорном бизнесе — работал на руководящей должности в МУП «Спецавтобаза». А еще чуть раньше был депутатом городской думы от КПРФ.

Вектор протеста тоже сильно изменился с его участием. Изначально жители Сысерти, которые подняли волну, требовали не строить мусорный объект у них, а перенести его на противоположную окраину Екатеринбурга — в район Северной свалки. Теперь же протестующие выступают и против второго объекта. Митинги в разных частях города проходят с одними и теми же плакатами.

У всех мусорных протестов региона — один организатор. Кто он такой и что ему нужно?
Фото: личная страница Эдуарда Мансурова в социальной сети Facebook

Журналист 66.RU спросил у Эдуарда, чьи интересы он представляет и чего намерен добиться в итоге.

В частности, выяснилось, что со свалкой в Сысерти он борется на деньги и по заказу владельцев домов, не желающих видеть полигон по соседству. План всей мусорной реформы активист Мансуров пытается изменить в том числе в интересах предпринимателей, у которых есть земельные участки, подходящие, по их мнению, для строительства полигонов и мусоросортировочных комплексов. Имена этих предпринимателей Эдуард предпочел не называть.

— На митинги выходят люди, чье жилье расположено возле предполагаемых новых свалок. Их интерес понятен. А у вас он в чем заключается?

— Ко мне еще летом этого года, задолго до того, как эта проблема стала публичной, обратились мои друзья из Большого Седельниково. Обратились как к юристу, практикующему в этой сфере, и я помогал с обращениями в органы власти и пытался, используя свои контакты, помочь им добиться возможности нанести визит в как можно более высокие кабинеты. Мы с лета этим занимались, и только в ноябре митинги начались, когда мы поняли, что без привлечения публичного внимания это невозможно.

— Вы же работали на «Спецавтобазе». Почему теперь организуете акции протеста, а не предлагаете, например, свои услуги региональному оператору по обращению с отходами или министерству ЖКХ?

— Первое, чего мы добивались, это понятного выделения земельных участков под полигоны, потому что их нужно было строить еще вчера. Еще летом я видел, как министерство ЖКХ не реагировало на эти предложения. Мы предложили обратиться в МУГИСО, которое знает все про земельные участки. Но полученные ответы также были профанацией.

Не хочу делать рекламу, чтобы не попасть под обвинения в лоббировании чего-то, но есть собственники земель, довольно удаленных от населенных пунктов и находящихся вблизи транспортных магистралей, которые говорят: «Можно у меня построить небольшие полигончики». Когда говорят, что нужен полигон на 15–20 га, это сильно сужает список потенциальных территорий. Как вариант — много маленьких. И желающие есть, но они говорят: «Мы идем в министерство ЖКХ, но нас динамят». Я им сказал, что чтобы чего-то добиться, нужно об этом заявлять публично, опубликовывать проекты. Но они просто бизнесмены, они немножко во всей этой истории от министерства ЖКХ зависят — получили отписку и сидят с ней.

— Где предлагалось разместить эти небольшие полигоны?

— Я скажу направления — на Восток и на Запад [от Екатеринбурга]. Еще раз прошу, чтобы правильно поняли: мы здесь не за тем, чтобы строили не здесь, а вон там; мы за то, чтобы изменили процедуру.

— Хотите на теме протестов вернуться в политику?

— Я бы тогда активно участвовал в выборах 2018 года. Я же ушел до перевыборов. Да, я там формально был кандидатом, потому что всегда есть проблема с тем, чтобы заполнить список формальных кандидатов, но ни одной публикации в соцсетях, ни одной встречи с избирателями у меня не было.

— Это были не последние выборы в городе и регионе.

— Я ушел в такую тему, которой мне действительно было интересно заниматься, и сейчас интерес к этой теме не потерял. Сейчас, и я не скрываю этого, работаю по оптимизации ТКО для юридических лиц, потому что я знаю, как это делается. Это очень перспективная история, можно достигать высокой степени переработки [отходов].

— Со «Спецавтобазы» вы ушли из-за смены руководства?

— Да. Там же по факту поставили условие уходить по собственному желанию — директору и всем заместителям.

— Прошло несколько протестных митингов. Что дальше?

— Мы выступаем не против полигонов, мы за то, чтобы законодатель принял ряд изменений, которые позволят избежать повторения подобных ситуаций где-либо еще. У нас есть предложения по изменению порядка учета мнения граждан о строительстве новых объектов мусорной инфраструктуры. Сейчас эта публикация на сайте министерства ЖКХ для общественного обсуждения. Проект висит, а как я должен узнать, что про мой поселок что-то где-то разместили? Я же не должен ежедневно ходить по всем ведомственным сайтам.

Кроме того, санитарные правила и нормы этой сфере оставляют огромное количество неопределенности. Допускается размещать полигон в 500 метрах от жилья. Но эти СанПиНы писались давно, когда в мусоре не было такого количества пластика. А судебная практика идет по разным путям. Сейчас мы собираем подписи, в ближайшую неделю закончим и опубликуем наши инициативы на сайте РОИ (Российская общественная инициатива, — прим. 66.RU) и отправим для ознакомления как минимум всем семи одномандатникам Госдумы, избранным от нашего региона, а также всем заинтересованным дадим. Даже пусть их раскритикуют, надо попытаться скорректировать.

— Практика показывает, что сбор подписей, петиции и т. д. — пустая трата времени. Не пробовали договориться с кем-то из депутатов?

— Мы ведем предварительные разговоры. Один из депутатов Госдумы, Андрей Альшевских, был на нашем центральном митинге 3 ноября, был и в поселке Садовом. Не могу сказать, поддерживает он полностью наши идеи или нет, как минимум я вижу озабоченность этим вопросом. И я надеюсь, что мы сможем совместно с теми, кому это будет интересно, еще каких-то депутатов подключить, которые смогут докрутить эти все вещи. Они профессионалы в этом вопросе, мы на это и рассчитываем. Может, кто-то в других регионах выйдет с подобными инициативами. Нам не обязательно, чтобы этого добились именно мы. Главное, чтобы эти инициативы получили должное законодательное оформление и реализацию. А так и будет, потому что без учета мнения граждан можно любое место определить под помойку. Ребята, так мы далеко не уедем.

Вопрос
Вы верите лидеру мусорного протеста?
  • 62%
  • 19%
  • 19%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию