Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Мы открыли форелевую ферму»: как одна семья создавала рискованный бизнес под Екатеринбургом

22 ноября 2019, 08:00
Если вы всерьез раздумываете над открытием своего дела, то наверняка столкнулись с проблемой – не знаете, в какой именно сфере развивать бизнес. Создать очередную кофейню, автомойку, шаурмечную? Бессмысленно – таких заведений уже миллион. А семья Екатерины Сбоевой решила порвать шаблон и открыла собственную форелевую ферму. Мы пообщались с Екатериной о том, как ее семья начала заниматься разведением радужной форели, какие были трудности и что отличает их рыбу от той, что продается в магазине.

Это Екатерина Сбоева. Ей 29 лет, и в 2011 году она и ее родители создали форелевую ферму в Михайловске и интернет-магазин «Рыба Love». До «рыбного бизнеса» Екатерина работала и курьером, и даже вместе с партнером открывала «Кафе завтраков». Но в конце концов появилась идея самостоятельно разводить и продавать рыбу. Так семья создала предприятие «Фермерская форель». Рассказ о семейном деле – от первого лица.

Сначала был карп

Все началось в 2004 году. Наша семья взяла в аренду водоем. Мы его зарыбляли карпом и карасем и организовали там платную рыбалку. Но со временем нам это перестало приносить удовольствие.

Неожиданно появилась идея заняться самостоятельно разведением рыбы. Мы выбрали форель, потому что на тот момент уже была доступна информация о том, как ее разводить. Для нас это было очень важно. Кроме того, это очень вкусная рыба. И выращивать ее выгодно.

Форель – это для души

Я не могу называть это дело бизнесом. «Фермерская форель» — это для души. Оно держится на нашем романтизме и авантюризме. В бизнесе, на мой взгляд, у тебя не так много рисков, когда ты можешь потерять все. А тут — живые существа, природа.

За первые три года мы потеряли 70% стаи, потому что мало понимали, как правильно разводить рыбу. Найти специалиста непросто. Но даже если найти, то это дополнительные финансовые вложения. Человека необходимо обеспечить зарплатой и, раз это удаленная местность, нужно обеспечивать проживанием. Мы решили сами справляться. Все сделали «на коленке», но где-то помогали знакомые и просто знающие люди.

Только в последние три года это стало бизнесом. Он состоит из двух частей — интернет-магазин и производство. Производством изначально занимались родители, а я создала интернет-магазин и веду его. Несмотря на такое внешнее разделение, все взаимосвязано.

В интернет-магазине продается форель трех размеров: S (0,3 – 0,7кг) стоит 650 руб/кг, М (0,7 – 1,3 кг) – 690 руб/кг, L (1,3 – 2,6 кг) – 730 руб/кг.

В двух градусах от катастрофы

Пишут, что форель относительно неприхотливая рыба. Я с этим не согласна. Есть рыбы, которых можно хоть в канаве разводить. А форели нужна чистая вода с определенным уровнем кислорода и температурой. В реке вода у нас примерно 18 градусов: это оптимальная температура для рыбы.

Зимой с форелью просто, потому что вода холодная. А вот летом бывает по-разному. В прошлом году были ситуации, когда вода в реке прогревалась до 26 градусов. 28 градусов — это критическая температура, при которой рыба погибает. А у нас 70 000 голов. Мы были в двух градусах от катастрофы. Кроме того, летом доставка становится сложнее. Когда температура воздуха выше 27 градусов, мы не доставляем рыбу.

Кроме всего прочего, чтобы вырастить форель весом в 1 кг, понадобится три года, а это достаточно долго.

Три секрета успеха

Что касается конкуренции, прямых конкурентов у нас нет. Но нам приходится конкурировать с сетями. Тут мы стараемся брать тремя пунктами: качество, свежесть, индивидуальный подход.

  • Качество

Нам самим приятно, что делаем качественный продукт, которым можем гордиться. Мы организуем экскурсии на нашу ферму в Михайловске. Люди могут посмотреть, как и где выращивается рыба, узнать состав рыбного корма и даже его попробовать.

  • Свежесть

Мы вылавливаем рыбу в ночь перед отправкой. Доставляем ее только раз в неделю, потому что вызывать курьера на 135 км за одной рыбкой нецелесообразно. Нашим клиентам приходится ждать неделю, но они могут быть уверены в свежести продукта.

Если вдруг что-то не так, мы принимаем товар обратно. Такое нечасто случается. Был как-то дедушка, заядлый рыбак с 30-летним стажем, ему что-то не понравилось и он вернул рыбу. Потом оказалось, что все в порядке с ней.

  • Индивидуальный подход

На каждую рыбку мы цепляем ярлык, на котором написано «Выловлено специально для» и имя заказчика. То есть каждая рыба предназначается человеку индивидуально.

С кем мы работаем

Сейчас у нас объем производства примерно 18 тонн в год. К слову, в 2015-2016 годах объем составлял 6 тонн в год. За три года мы выросли в три раза. Мы сконцентрированы на Екатеринбурге, но доставляем рыбку также в близлежащие города. Самое дальнее расстояние, куда мы доезжаем, это Первоуральск.

В основном мы работаем с розницей, с людьми, которые заказывают рыбу себе по одной штучке. Также мы работаем с некоторыми ресторанами. Их немного, и, как правило, это те, кто запаривается за гастрономию, а не только за коммерцию.

В таких ресторанах официанты могут рассказывать, что рыба свежая, выращенная в таких-то условиях. Такой подход нравится посетителям.

Есть выражение: «Клиент всегда прав». По-моему, он не всегда прав, но всегда важен. Я всегда отношусь к покупателям уважительно. Вообще, мы стараемся нести больше добра, и покупатели несут его в ответ. Как-то девушка выиграла у нас в конкурсе рыбу, а в ответ подарила нам резное мыло в виде торта. Это очень круто и приятно. Такая отдача делает нас счастливыми.